Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Реанимация мертвой натуры

Выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности».

Выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу мало похожа на традиционное музейное представление жанра. Вместо признанных шедевров и линейной хронологии кураторы предложили концептуальное зрелище, соединившее академизм, наив и современное искусство.

Если попытаться припомнить из истории отечественного искусства хрестоматийные, популярные среди зрителей натюрморты, то почти наверняка в голову будут приходить произведения первой половины ХХ века, скажем «Селедка» Петрова-Водкина или «Сирень» Кончаловского. Удивляться этому не приходится: то время было периодом расцвета жанра – начиная с мирискусников и заканчивая соцреалистами. Потом, правда, возник еще оттепельный подъем интереса к натюрморту, охвативший как официальных, так и андеграундных художников, но до широких масс тогдашнее творчество как-то не достучалось. Что касается более отдаленной поры, то в искусстве XVIII--XIX столетий натюрмортные хиты почти не встречаются. Так уж сложилось, что следование европейским традициям к полноценному развитию в России именно этого жанра долгое время не приводило.

Словом, первая половина прошлого века – это кульминация для русского натюрморта. И как раз она на нынешней выставке в ГТГ категорически не представлена. Считать это оплошностью устроителей нельзя:

проект выглядит весьма просчитанным, намеренность ощутима буквально в каждой детали.

Значит, лучшие и любимые образцы жанра не включены в экспозицию по причинам, поддающимся объяснению. Оно напрашивается само собой: в данном случае зрителю предписывается не столько получать привычное удовольствие, сколько погрузиться в исследование. Причем исследование это заведомо не будет объективным.

Ну какой объективности можно ждать от сличения старых академистов с недавними нонконформистами?

Однако выставка все же наталкивает на мысль, что дело тут не в чьей-то прихоти и не в произволе. Рождаемые ею ассоциации выглядят слишком внятными и очевидными, чтобы списать все на случайные совпадения. Проступает закономерность следующего свойства: в прежних натюрмортах содержалось много такого, что блистательным продолжателям в свое время не пригодилось. К примеру, модные когда-то натюрморты-обманки даже в пору их максимальной востребованности ценились невысоко. Как говорил Дидро:

«Жанр этот нетруден, и в нем преуспевают даже посредственные живописцы».

Да и иллюстративные штудии к научным книгам воспринимались больше как ремесленные поделки, нежели искусство. Хотя вот государь Петр Алексеевич был чрезвычайным поклонником этого ремесла и даже приобрел рисунки голландской художницы Марии Сибиллы Мериан, сделанные ею для книги «Метаморфозы суринамских насекомых», – эти изощренные акварели показаны на выставке. Другими словами, многие свойства, присущие некогда натюрмортам, оказались впоследствии ненужными, неинтересными, маргинальными.

Андеграундных же художников к маргиналиям тянет по определению. Отвергнутое прежним «хорошим вкусом» они с радостью подбирают и приспосабливают к собственным задачам. Именно поэтому переклички конца ХХ века с предыдущими столетиями выглядят столь явными.

Скажем, коллажи из советских открыток, созданные Ильей Кабаковым в 1970-е годы («Москва моя», «Мастера искусств»), совершенно недвусмысленно корреспондируют с манерой двухсотлетней давности, когда бытовые предметы любили изображать помещенными на фронтальной плоскости, как экспонаты в кунсткамере.

А включение Игорем Макаревичем с Еленой Елагиной в их статичный постмодернистский спектакль «черепа Буратино» не менее прямо отсылает к натюрмортам с аллегориями в духе Vanitas vanitatum, «суеты сует» (правда, в России таковые были редки, но все же встречались – преимущественно в очень наивном исполнении). Брызжущие полнотой банальных чувств «Розы» Владимира Дубосарского, в 1991 году работавшего без соавтора Виноградова, передают привет своим сородичам на холстах бидермейерного стиля. А раскрашенные фанерные «блондинки» и «инвалиды» Татьяны Назаренко (она, впрочем, никогда не была подпольным художником, но часто склонялась к экспериментам) типологически близки обрезным обманкам, украшавшим интерьеры и приусадебные парки в эпоху Екатерины Великой. Редчайшие образцы такого искусства привезены из Эрмитажа и на выставке соседствуют с назаренковскими опусами.

Вся эта затея, вроде бы легкомысленная и ненаучная, позиционируется Третьяковской галереей как крупнейшая выставка сезона. К участию в проекте привлечены семнадцать музеев России, Украины и Белоруссии; издан объемистый каталог, выпущены интерактивные продукты (в их числе мультимедийный диск с виртуальным конструктором «Создай свой натюрморт»). Короче говоря,

Третьяковка берет пример с западных институций, где привычные ретроспективы давно уже чередуют с выставками концептуальными, неоднозначными, даже завиральными, сопровождая их коммерческими приложениями для зрителей.

Справедливости ради следует сказать, что опыты в этом направлении в ГТГ предпринимались и раньше, но сознательный отказ от хитов и прочих зрительских «завлекалок» ради чистоты установки – такое, пожалуй, происходит впервые. И вовсе не факт, что публика оценит сей интеллектуальный порыв. Наши культпоходы на музейные выставки нередко сопряжены с надеждой, что все тут будет разложено по правильным полочкам и поспособствует расслабленному отдыху. Между тем «Натюрморт. Метаморфозы» – это отнюдь не провокация, но и не заповедник визуального комфорта. Приходя сюда, нужно вникать в контексты и включать воображение, иначе просто нет смысла тратить время на посещение. Впрочем семь пядей во лбу не обязательны: многое постигается интуитивно. И уж точно не возникнет сожалений из-за напрасно мобилизованного интеллекта.

Новости и материалы
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
На Украине рассказали о разочаровании Зеленского действиями Запада
В секторе Газа погибли 17 человек из-за удара Израиля
Офтальмолог рассказала, как защитить глаза от солнца
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
В Белгородской области после атаки беспилотника ВСУ загорелся храм
В Курской области сообщили об опасности атаки БПЛА
Воздушная тревога в Харьковской области продлилась рекордные 18 часов
СМИ: не менее 28 жителей Газы погибли после обстрела Израиля
В Одессе прогремели взрывы
Все новости