Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Трагедия положений, или Призрак худрука

В Театре Маяковского премьера — «Август. Графство Осейдж», поставленная худруком Карбаускисом вместе с латышским режиссёром Гиртсом Эцисом

В Театре Маяковского премьера — «Август. Графство Осейдж», поставленная худруком Миндаугасом Карбаускисом вместе с латышским режиссёром Гиртсом Эцисом

Маяковка в последнее время не может пожаловаться на недостаток внимания. За полтора года при Карбаускисе безусловных удач у театра пока были две — поставленные им «Таланты и поклонники» Островского и грандиозный юбилей, во время которого множество разных событий происходило одновременно по всему зданию, главным из которых стал документальный спектакль Никиты Кобелева и Саши Денисовой «Девятьподесять», включённый теперь в репертуар.

Очередную премьеру ждали с нетерпением. Казалось, что спектакль по современной пьесе, поставленный латышским режиссёром (работу над ним он начинал без участия Карбаускиса), да ещё и снабжённый сложными 3D-видеопроекциями от художников Инеты Сипуновой и Индулиса Гайланса, сможет стать для этого театра новой и важной ступенью в развитии.

Пьеса Трейси Леттса, за которую драматург получил Пулитцеровскую премию, давно и успешно идёт по всей России. И понятно, почему: узнаваемые, при этом вполне традиционные ситуации, ярко выписанные характеры с возможностью занять актёров всех поколений, острые сюжетные перипетии.

На сцене разыгрывается история краха отдельно взятого богатого американского семейства: пожилой отец кончает с собой, мама собирает со всей страны давно забывших родовое гнездо детей, и постепенно вскрываются все семейные тайны.

Несмотря на кажущуюся простоту фабулы, пьеса Леттса непроста и многослойна: в ней есть место и отсылкам к Чехову, и Юджину О'Нилу, и фарсу, и чёрной комедии, и мелодраме, и даже местами трагедии. Её можно сыграть в любом из этих жанров или попытаться совместить все в один.

Вполне соответствует уровню пьесы и высокотехнологичная сценография:

интерьеры американского особняка проецируются на сложную конструкцию с выдвижными панелями-стенами, благодаря которым создаётся впечатление, что пространство само собой видоизменяется, удаляется, приближается; меняются предметы обстановки и комнаты, на месте одного этажа вырастает другой, вид изнутри вдруг сменяется видом снаружи.

То и дело проекции становятся чёрно-белыми, обесцвечиваются до светлых тонов, исчезают вообще. Когда часть героев курят марихуану, изображения вдруг начинают психоделически подрагивать и окрашиваются лучами радуги. Временами возникает удивительный эффект: виртуальную мебель уже не всегда получается отличить от реальной.

Эта мультимедийная среда кажется прекрасным фоном для спектакля и вроде бы даёт огромный простор для режиссёрской фантазии. Для того чтобы постоянно её обыгрывать, вводить актёров во взаимодействие с ней, вписывать живых людей в созданный компьютером мир. Но, удивительное дело, «Графство Осейдж» существует как бы вне этой декорации, а сама сценография, компьютерное оформление оказываются единственной в спектакле приметой времени, роднящей его с сегодняшним днём. Помимо второго плана есть ещё первый, с вполне натуралистичными деталями, и кажется, что, кроме него, ни артисты, ни режиссёры ничего не замечают:

на месте высокотехнологичной картинки точно так же мог бы быть живописный задник или просто чёрный сценический портал.

По жанру же спектакль на протяжении большей своей части остаётся банальной комедией положений. В сущности, таких постановок в репертуаре Маяковки очень много — их очень любил делать прошлый худрук театра Сергей Арцибашев, и они до сих пор вполне успешно идут на этой сцене.

Как ни печально, но от «Августа. Графство Осейдж» возникает ощущение, что над ним работал именно Арцибашев, инкогнито вернувшийся в театр и решивший для конспирации сменить художника.

Актёры Маяковки не чувствуют или, по крайней мере, не показывают разницы между всё-таки претендующей на нечто интеллектуальное пьесой Леттса и бульварным Нилом Саймоном, в опусах которого они привыкли играть за годы власти прежнего худрука. Они точно знают, как надо воплощать такие сюжеты, и идут по накатанной.

Кричат, истерят, предаются напускному веселью, акцентируют каждую фразу, говорят нарочито неестественными голосами. Зрителям это нравятся — они аплодируют и смеются. Все довольны.

Действие пьесы вроде бы происходит в наши дни, в суперсовременном антураже (одна из героинь даже постоянно вертит в руках айпад), но разыгрывается она в стандартных антрепризных приёмах вне всякого представления об эпохе. В жизни эти герои никогда так не говорили бы и не двигались: спектакль, явно претендующий на некое жизнеподобие, погрязает в бесчисленных штампах и непреодолимом актёрском наигрыше.

Лишь немногие артисты выходят за эти грани, в том числе Дарья Хорошилова, в роли «трудного подростка» Джин действительно похожая на девочку-тинейджера, Анна Ардова, Игорь Марычев и Зоя Кайдановская, которым порой удаётся победить всеобщее натужное комикование, сплошь построенное на пережимах.

Также из хода спектакля выбиваются отдельные эпизоды, явно сочинённые Карбаускисом, — например, когда три сестры — дочери героини сидят друг за другом на ступеньках лестницы, когда одна из них, рассказывая о том, как представляла возлюбленного на месте лежащей рядом подушки, нежно и страстно прижимает к губам полотенце, или когда плохо себя почувствовавшую мать семейства накрывают с головой белой скатертью. Увы, больше почти ничего на почерк Карбаускиса в «Графстве Осейдж» не указывает. Парадокс: в вышедшей год назад его первой премьере, «Талантах и поклонниках», всех восхищала виртуозная работа с актёрами, которых ему удалось избавить от всех академических наслоений, научив существовать на сцене с максимальной простотой и естественностью. В этом же спектакле пошёл как будто обратный процесс, и всё вернулось на круги своя, в том числе и в игре артистов, участвовавших в «Талантах».

«Август. Графство Осейдж» можно было бы считать случайной неудачей, но после ещё нескольких последних премьер Маяковки такая характеристика, увы, уже звучит слишком мягко. И главное, что настораживает и печалит, — подпись Карбаускиса под этим спектаклем. Ясно, что она, скорее всего, была вынужденной: если худрук театра вдруг делается сорежиссёром спектакля, подготовленного не им, это явно говорит о том, что изначальный постановщик зашёл в тупик и пришлось как-то вытягивать его работу. Но дело в том, что, как бы ни относиться к Карбаускису и какие бы упрёки ни предъявлять к некоторым его спектаклям, даже в худших его постановках было место режиссёрской мысли, тонкому вкусу, чувству стиля и непроизвольной лёгкости действия. В «Графстве Осейдж» эти признаки отсутствуют напрочь.

Новости и материалы
Генерал Попов прокомментировал решение суда, оставившего его в СИЗО
Кинокритик заявил о провале собравшего миллиард рублей фильма Бондарчука «Сто лет тому вперед»
Бейонсе обвинили в плагиате и подали на нее в суд
Игрок «Спартака» отреагировал на назначение Станковича на пост главного тренера команды
Россиянка отсудила 3 млн рублей у больницы после неудачных родов
В Ереване отказались комментировать вызов для консультаций посла России в Армении
В ЕС заявили об отсутствии обсуждений тренировки солдат ВСУ на Украине
В Кремле раскрыли длительность и содержание переговоров Путина и Лукашенко
«Самолеты не летают»: Павлюченко пожаловался, что ему тяжело добираться до Краснодара
Уехавший из РФ журналист Колезев покинул пост главного редактора Republic
Названа причина спада «Зенита»
Ракетная опасность запущена на территории Белгородской области
Дагестанцы спасли ребенка из горящей квартиры в Петербурге
В Ленобласти полицейские открыли стрельбу по машине с подростком и попали на видео
Лукашенко заявил о принятии Путиным решения по ценам на нефть для Белоруссии
Волочкова и ее подруга залезли на дерево ради фото: «Похожи на нимф?»
РФ и Белоруссия достигли договоренностей по энергетике
Россиянам рассказали, как на автомойках и сервисах готовят машину к угону
Все новости