Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Внимание, начали!

Гран-при омского фестиваля кинодебютов «Движение» получил фильм Владимира Панкова «Доктор»

Фестиваль кинодебютов «Движение»: гусар Денис Давыдов, булгаковский «Доктор» в современной российской провинции, зомби на митинге, «Реальность» от Костомарова - Расторгуева - Пивоварова и многое другое.

Жюри первого российского фестиваля дебютов «Движение» во главе с режиссером и драматургом Василием Сигаревым («Волчок», «Жить») счастливо избежало соблазна поровну распределить восемь наград — шесть номинаций плюс два специальных приза кроме приза зрительских симпатий — между восемью фильмами конкурса, но финальный расклад в данном случае не так важен. Документальный фильм о маленьком мальчике и ожидании нового сердца «Линар» (это имя главного героя) вдохновил арбитров на спецприз «за рассказ о людях с большим сердцем», а основанная также на документальном материале «Маруся» про одноименную девочку, у которой тоже все непросто, осталась без упоминания.

Могло быть и наоборот.

В первой картине режиссер Настя Тарасова обходит острые углы (возникающие по ходу просмотра вопросы о финансировании операции и ее ожидании в Бергамо, о явно непростых семейных обстоятельствах остаются без ответа) и зачем-то дожимает зрителя сентиментальной истории музыкой Дмитрия Селипанова — неплохой, но в данном случае избыточной.

Режиссер «Маруси» румынка Ева Перволовичи романтизирует бездомные скитания по Парижу образами из полунинского «Снежного шоу». Маруся — это Мари-Изабель Штейнман, она играет саму себя, а ее непутевую маму играет Динара Друкарова.

Мать и дитя с желтым и розовым чемоданами, в желтых и розовых колготках перемещаются по улицам от одного случайного ночлега к другому; периодически их прибивает к очередному мужчине.

Мужчин играют Георгий Баблуани (младший брат режиссера Гелы Баблуани), Шарунас Бартас и Дэни Лаван. Все они помогают, у каждого из них своя жизнь, никто из них не встает между мамой и Марусей.

Это тоже в каком-то смысле история про большое сердце, обладательница которого оторваться не может от своей «принцессы», равно как не видит возможности искать работу — ждет, когда «что-нибудь прекрасное произойдет». Отношения взрослого и ребенка похожи здесь на показанные Павлом Руминовым в его прошлогоднем «Я буду рядом» — с поправкой на то, что за фасадом схожей невероятной близости обнаруживаются противоположные характеры.

Героиня Марии Шалаевой в руминовском фильме была образцом ответственности и рационального подхода. Героиня Друкаровой — своенравный взрослый ребенок, кидалт, чья пятилетняя дочь оказывается взрослее, осознает, что является маленькой девочкой, а не принцессой, и что дальше так нельзя.

К «Марусе» ничуть не сложнее предъявить претензии, чем к «Линару», но реакция на нее хотя бы не ограничивается умилением — считать ли это плюсом, каждый пусть решает сам.

Другой спецприз с формулировкой «за возможность посмеяться над собой» достался еще одному документальному фильму — «Денис Давыдов Trip» Антона Серегина и Ксандры Колесник, рассказу о жизни провинциального уголка, который празднует 228-летие местного героя-гусара.

Застолья, романсы, выращенный на огороде виноград, пустопорожние речи официальных лиц, костюмированная баталия в поле днем, танцы у эстрады под вечер, дискотека в ночи — все это снято на любительские камеры и даже, кажется, на телефоны.

Получается такой добрый трип. Добрый, но дикий, чем-то похожий на «Жар нежных. Дикий пляж» режиссера Александра Расторгуева и оператора Павла Костомарова. Такой взгляд на русскую жизнь оказался близок режиссеру «России-88» и «Гоп-стопа» Павлу Бардину, который участвовал в конкурсе «Движения» с тремя эпизодами из своего нового сериала «Салам, Масква!», но агитировал за более молодых и более начинающих.

Фрагменты «Дениса Давыдова» вполне могли бы стать частью представленного в параллельных программах проекта «Реальность» тех же Костомарова и Расторгуева, а также Алексея Пивоварова, Дмитрия Кубасова, Антуана Каттина и Сусанны Баранжиевой.

Компания документалистов проводит в городах России кастинги, отбирает героев — те снимают свою жизнь, а из сотен часов полученного материала монтируется полотно, пестрое одеяло нашей жизни — и пожалуй, это самая яркая премьера фестиваля.

«Реальность» оказывается мощнее созданной ранее и похожим образом дилогии «Я люблю тебя» и «Я не люблю тебя» Костомарова и Расторгуева. Те фильмы фокусировались на героях и их истории, как почти всякое документальное кино. Здесь мы получаем десятки маленьких, но очень точных и честных эпизодов. И это только начало: складываемая из этих фрагментов мозаика может разрастаться бесконечно, пока в перспективе не захватит хоть краем киноглаза жизнь каждого из нас.

И это еще одно доказательство того, что контакт с российской действительностью чаще удается установить в документальном кино, а не в художественном.

Это крайне неудобная, не поддающаяся художественному осмыслению реальность, которую превращают то в лубок, то в неоязыческие камлания, то пытаются подойти к ней с жанровыми наработками других кинокультур. Так получаются зомби-слэшер «Метелица: Зима мертвецов» Николая Пигарева и детдомовский хоррор про мертвых пионеров-героев «Звено» Романа Романовского.

Создатели первого отлично поработали над плотью, кровоточащим мясом картины, но совершенно не озаботились сценарным скелетом:

лучше было обойтись вовсе без диалогов, и жаль, что тема превращения митингующей толпы в зомби остается нераскрытой.

В «Звене» с речью героев дела обстоят получше, а над не слишком изобретательным сюжетом восстает из мертвых сама страна — победительница фашизма, чье прошлое остается травмой в настоящем уже другой страны.

За неоязычество отвечает «Море» Александры Стреляной. Прошлый ее фильм «Суходол», снятый по бунинскому рассказу, был этнографическим лубком с элементами мистического триллера. В «Море» столичный хлыщ отправляется с кинокамерой на русский север в поисках подлинной жизни и находит там девушку с белыми волосами, из мира рыбацких лодок, соленых волн, ветра и доисторических рисунков на камнях. За роль девушки приз получила актриса-дебютантка Таисия Крамми.

В фильме-победителе «Доктор» (он также собрал призы за режиссуру и мужской актерский ансамбль) создатель театрального направления SounDrama Владимир Панков переносит на экран свой же спектакль.

Перекликающиеся с «Записками юного врача» Михаила Булгакова терзания молодого хирурга (основой послужила документальная пьеса Елены Исаевой) в современной провинции оказываются и лубком с гармошкой в руках ангела в дурацкой шапке-ушанке, и зонг-оперой, в которой периодически

откладывают колюще-режущее и начинают петь. Иногда поют, и не откладывая, но вместо ноги пилят бревно, а вместо человеческих кишок вываливают на стол рыбьи.

Одно в другое не превращается здесь по законам кино, а выступает парами «означающее и означаемое», «знак и символ». Этот архаический эксперимент похож на внезапно обретенный неизвестный фильм первой половины 1990-х.

Наиболее близко к реальности, казалось бы, подбирается «Салам, Масква!» Павла Бардина (на фестивале в рамках одного сеанса-произведения показали первую, десятую и одиннадцатую серии):

этнические преступные группировки, оперативник-националист, навязанный ему в напарники аварец, коллега-армянин, вьетнамский рынок с дагестанской «крышей», коррумпированные сотрудники ФМС и прокуратуры, подавшаяся в правозащитники девушка из Средней Азии и многие другие.

Диалоги живые, темп взят лихой, втягивает с первых минут: соседи по залу путались в последовательности событий, но поклонникам сериалов телеканала HBO должно понравиться. И вот тут как раз кроется подвох, связанный с реальностью.

Это, безусловно, не реалистическое произведение, а московская «Игра престолов», в которой место воюющих домов занимают противоборствующие в столице силы, а заморскую угрозу замещает Кавказ.

Клубок интриг, насилие, секс, честные глупцы, умные подлецы — узнаваемый набор, отличная работа, ровно то, о чем мечтали все те, кто сетовал на отсутствие отечественной телепродукции уровня тех же «Игры престолов» и «Подпольной империи».

Призы за сценарную и операторскую работу заработаны честно, и после просмотра хочется выйти пикетировать Первый канал с требованием немедленно поставить это в эфир.

Собрав такой разнородный конкурс, организаторы фестиваля «Движение» поступили примерно так же, как создатели проекта «Реальность»: то есть предъявили зрителю многообразие отечественной киножизни, где в непростых условиях пытаются найти свое место авторы жанровых и внежанровых, художественных и документальных фильмов. Зрителю — в данном случае омскому — было, кажется, интересно. Залы заполнялись не только на конкурсных сеансах и внеконкурсных показах работ более известных режиссеров, таких как Борис Хлебников, Николай Хомерики, Алексей Федорченко, Сергей Лозница, но и, например, на программе короткометражных дебютов, которую, пожалуй, стоит сделать конкурсной наряду с основной, как это устроено на «Кинотавре».

В связи с «Кинотавром» возникал и вопрос о том, нужен ли в принципе еще один национальный фестиваль кино, если программу даже одного бывает непросто собрать.

С одной стороны, избытком интересного, качественно сделанного (не будем заводить разговор о хорошем и плохом) кино похвастаться не получается. С другой — страна большая, людей много, недавно вот коллеги выяснили, что свои локальные кинематографы есть в Якутии, Бурятии и других регионах.

В США есть фестиваль независимого кино Sundance, но есть и альтернативный ему, более радикальный Slamdance, есть в чем-то конкурирующий South by South West (SXSW), есть сравнительно маленький нью-йоркский Tribeca Film Festival.

Фестивали появляются, когда есть что показать и есть желание это увидеть.

Такие киносмотры могут способствовать тому, чтобы было что показать, стимулируя спрос.

Фестивали создают фестивальное движение, а движение — это, как ни банально, жизнь. Лягушка взбила молоко в масло и выбралась — сформировала более подходящую для выживания среду. Фестиваль «Движение» в Омске, кажется, двинулся в правильном для выживания российского кино направлении.

Новости и материалы
Швейцария пригласила на конференцию по Украине Папу Римского
Политолог перечислил последствия для Запада при отправке солдат на Украину
В Белгороде увеличилось число пострадавших при взрыве
Дорожный конфликт перерос в массовую драку в Краснодарском крае
Терапия светом может улучшить работу мозга на молекулярном уровне
Российский пловец: нас не считают за людей на Олимпиаде
Москвичам рассказали, когда ждать потепления
Мужчина рассказал, что не может довести жену до оргазма даже с вибратором
Умер режиссер «Новых бременских» Горленко
Дебютант UFC Махачеву: новый король идет
В Крыму произошел крупный пожар
Житель Владивостока без прав собрал 111 штрафов за нарушение ПДД и врезался в дерево
Выбор звука будильника на iPhone стал испытанием для пары
Храму Христа Спасителя передали чудотворную Казанскую икону Божией Матери
Швейцария пригласила партнеров РФ по БРИКС на конференцию по Украине
Тарасова оценила перспективы Малинина сделать пятерной прыжок
У пробиотиков нашли опасный для жизни побочный эффект
Москвичей и гостей столицы предупредили о резком похолодании
Все новости