Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Алиса в Стране Советов

Открылась выставка работ легендарной художницы Алисы Порет — музы обэриутов, ученицы Павла Филонова, подруги Даниила Хармса

В московской Галеев-галерее открыта выставка оригинальной художницы Алисы Порет — музы обэриутов, ученицы Павла Филонова, подруги Даниила Хармса, пришедшей от «аналитического искусства» к ироничному неопримитивизму

Людям, привыкшим безоговорочно доверять давнишним мемуарам, письмам и дневниковым записям, надо бы существенно перенастроить свое восприятие подобных источников, когда речь заходит о довоенном ленинградском андерграунде. Не то чтобы его герои склонны были врать или шифроваться на каждом шагу — вовсе нет, однако там царила атмосфера игры и мистификации, проникавшая даже в самые интимные области отношений. В письменных свидетельствах той поры (или о той поре) границы между исповедальностью, розыгрышем, подсознательными фантазмами и намеренными искажениями фактов настолько размыты, что «объективная картина» вряд сложится и после сопоставления различных документов.

Допустим, вы захотите узнать, хотя бы из простого любопытства, как развивался в начале 1930-х роман между Даниилом Хармсом и Алисой Порет.

Казалось бы, сохранилась масса свидетельств на эту тему, включая собственноручные записи двух «влюбленных». Но даже само это слово приходится ставить сейчас в кавычки, поскольку из дневников, писем и мемуаров решительно нельзя понять, как все обстояло на самом деле. Очевидцы и участники тех событий постоянно противоречат друг другу, а то и самим себе; концы с концами никак не сходятся. В результате даже возникает сомнение: а был ли вообще какой-то роман, более или менее реальный, между людьми, общавшимися исключительно на «вы», — между Даниилом Ивановичем и Алисой Ивановной?

Скорее всего, был роман, но совместными усилиями всех к нему причастных превратился в псевдокументальный миф.

Пожалуй, в этой литературно-эпистолярной игре с обстоятельствами собственных биографий заключался особый шик, присущий кругу «чинарей», обэриутов, «детгизовцев».

Тоталитарной жести за окном противопоставлялся беспрерывный карнавал внутри маленького сообщества единомышленников.

Правила этой игры Алиса Порет приняла сразу и навсегда: даже в ее мемуарах, написанных в Москве много лет спустя после распада ленинградской компании, различимы былые нотки абсурдистской мистификации. Недаром Хармс в своем поэтическом посвящении наделил Порет качествами, которые едва ли были бы лестны «кисейной барышне», но весьма подходили для обэриутской музы:

«Она прекрасна, точно фея, она коварна пуще змея, она хитра, моя Алиса, хитрее Рейнеке-Лиса».

Разумеется, подразумевались «хитрость» и «коварство» как атрибуты богемной игры. В суровой советской действительности никаких особых благ для себя за счет «лисьей хитрости» Алиса Порет так и не извлекла.

Хотя на протяжении десятилетий она все-таки оставалась в обойме детских иллюстраторов, причем на ее счету были даже рисунки к первому изданию «Винни-Пуха» в культовом переводе Бориса Заходера. А до войны она сотрудничала с легендарным издательством Academia, и те ее работы по определению попадают в «золотой фонд».

На нынешней выставке можно увидеть ряд оригиналов книжных иллюстраций от Алисы Порет — они чрезвычайно любопытны.

И все же ее художественные амбиции, по большому счету, реализованы так и не были. А ведь пройдя ученичество у Петрова-Водкина в академии художеств и поступив в воспитанницы к другому гению, Павлу Филонову, она не могла не мечтать о грандиозном будущем. Однако время ярких карьер и утопических стремлений истаивало на глазах, сменяясь временем торжества посредственности. Алиса Порет предпочла существование вне соцреалистического мейнстрима, устроив для себя в некотором роде «пикник на обочине».

Можно даже допустить, что маргинальность своего положения она намеренно акцентировала манерой поздних работ. Если произведения ее филоновского периода полны пафоса «аналитического искусства» и прочих модернистских идеалов, если детские ее иллюстрации выглядят концептуальными и изысканными, то

в портретах 1940—1970-х годов проступает брутальный, почти наивный символизм — надо полагать, намеренный.

Словно она отучала себя от любых проявлений «хорошего вкуса», даже от тех, что ценились исключительно в интеллигентском слое общества. Со старательностью человека, будто бы далекого от утонченных представлений об изобразительной культуре, и

с безапелляционностью маляра 4-го разряда Алиса Ивановна создавала портреты своих друзей и знакомых, а также тех, кто были кумирами ее молодости, — Хлебникова, Филонова, Пикассо.

Эти работы кажутся странными, почти эпатажными в своем пренебрежении к рафинированному зрителю. А последний опус Порет, произведенный ею незадолго до смерти, называется «Ничто» и представляет собой комбинацию серо-буро-малиновых точек на картоне. Пожалуй, при желании здесь можно обнаружить что-то вроде сарказма в отношении филоновского «аналитического искусства». Авторский комментарий гласит:

«Это моя последняя работа, она помечена 80-м годом. Я почувствовала, что во мне всё закончилось, ничего больше нет, и написала это».

Куда уж драматичнее и экзистенциальнее, но вот ведь лезет в голову шальная мысль: а вдруг это было такое финальное явление «хитрости» и «коварства», присущих Рейнеке-Лису?

Новости и материалы
В театре Маяковского отменили спектакль с Немоляевой
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Все новости