Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вытанцовывается драма

Хореограф Сергей Землянский поставил танцевальный спектакль по «Даме с камелиями» в театре им. Пушкина

В театре им. Пушкина хореограф Сергей Землянский поставил на основной сцене танцевальный спектакль «Дама с камелиями» по мотивам пьесы Александра Дюма-сына. Он заставил драматических актеров танцевать, а красные цветы — расти прямо из уст Маргариты Готье.

В этом сезоне в театре им. Пушкина, находившемся последние несколько лет немного в тени театрального процесса, начались перемены: его художественный руководитель Евгений Писарев заявил о намерении «немножко порушить миф про бульварный театр», с которым стала ассоциироваться эта труппа. И за последний год сделать это действительно удалось: у театра появился новый фирменный стиль, исчезли сделанные по единому шаблону программки и афиши. Театр сыграл по-настоящему громкую премьеру: «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова стал одним из главных событий сезона и, вместе с тем, первой от начала до конца серьёзной постановкой на основной сцене «Пушки» за долгое время.

Ещё одной удачей театра было «Материнское поле» по мотивам повести Чингиза Айтматова, поставленное осенью в небольшом зале филиала театра. Тот спектакль, как и нынешнюю «Даму с камелиями», делал Сергей Землянский – хореограф, постоянно работающий со студией Владимира Панкова «Soundrama» и в последнее время начавший создавать собственные спектакли.

Работа Землянского так понравилась Писареву, что он сразу предложил тому поставить ещё один спектакль, уже на большой сцене: в ранее сверстанных репертуарных планах на сезон «Дама с камелиями» не значилась.

Танцевальный спектакль в драматическом театре – жанр совершенно особый и, в общем, довольно редкий. Для актёров репертуарного театра это и экзамен на пластическую профпригодность, и возможность попробовать свои силы в чём-то совершенно новом. Для хореографа – шанс поработать в пограничном жанре, становящемся чем-то средним между танцем и драмой. «Дама с камелиями» — именно такой случай. Землянский принципиально называет себя здесь режиссёром-хореографом;

спектакль порой кажется не балетом в чистом виде, а именно драматической постановкой, как бы изложенной без слов, но с той психологической подробностью и проработкой каждого образа, которая в танце возникает редко.

Землянский уже не первый раз ставит спектакль по литературному сюжету – но очевидно, что первоисточник, на этот раз роман Дюмы-сына (именно роман, а не написанная им же пьеса), делается для него просто условным толчком для создания своей истории. Когда читаешь изложенное в программке либретто, его не всегда получается сразу увязать с происходящим на сцене: актёры двигаются в бешеном ритме, эпизоды сменяют друг друга с клиповой скоростью, а насыщенность «картинки» порой зашкаливает за мыслимые пределы.

В «Даме с камелиями» Землянский, кажется, решил воплотить на сцене миф о французском «золотом веке» — периоде, в котором все ходили в роскошных одеждах, транжирили огромные состояния и прожигали жизнь в умопомрачительных светских вечерах. Сегодня редко встретишь спектакли, где чуть ли не в каждой сцене актёры появляются в новых костюмах всех цветов радуги, а пространство меняется непрерывно — при этом, заметим, ни на миг не теряя своей красоты, изящности и стилевого единства.

Спектакль оформлял главный художник театра Вахтангова Максим Обрезков. Он включился в затеянную Землянским игру и изобразил французский XIX век во всём блеске. На сцене выстроен элегантный дворцовый павильон с кованой винтовой лестницей, ведущей на его крышу, где тоже происходит действие – за железной оградой среди уличных фонарей. Вроде бы статичная декорация при помощи сложной работы со светом и постоянных поворотов в разных ракурсах всё время меняется до неузнаваемости:

если развернуть павильон боком и запустить фонограммой гул толпы, он станет вокзальным холлом, если поставить передней стороной к залу и наполнить изысканной мебелью – домом куртизанки Маргариты Готье, в которую влюблён главный герой Арман Дюваль.

Землянский и Обрезков создают мир призрачный, иллюзорный и избыточный. Он вызывает самые разные ассоциации, от Дюма и Флобера до Маркиза Де Сада. «Шокирующие игры, героиней которых является Маргарита», показываются долго и подробно. Вдруг всю сцену заполняют девушки в чёрных париках-каре и одежде из кожаных ремней, танцевальные движения делаются агрессивными в своей фривольности. Сама Маргарита, облачённая так же, сидит в ванне, её окружают поклонники с голыми торсами. И тут начинается опасный ритуал – дама в шляпе с длинным пером, названная в программке «Рок», выносит сверкающие бокалы, в один из которых насыпает яд. Поднос крутят, каждый мужчина выбирает себе кубок, выпивает – и в следующую минуту один из них падает замертво.

Его труп так и остаётся лежать за ванной, когда там происходит объяснение в любви Армана и Маргариты.

«Дама с камелиями» — спектакль импрессионистский. Сюжет, вроде бы тщательно воплощённый, уходит в нём на второй план. Главное здесь – игра настроений, эмоций и ощущений, в которой изысканное граничит с вульгарным, а пугающе натуралистичные эротические сцены сменяются элегическими любовными дуэтами. Это волшебная среда, где

болеющая чахоткой Маргарита вместо крови кашляет красными цветочными головками, как бы распускающимися из её рта.

В лучшие моменты за внешней красотой спектакля просвечивают отблески гофмановской тайны. Когда на вечере в доме Маргариты друзья подбрасывают заглядевшемуся на неё Арману неотличимую от неё куклу, тот сжимает её в объятиях, принимая копию за оригинал. В финале, когда Маргарита умрёт, а друзья Армана будут справлять сразу две свадьбы, он снова выйдет с этой куклой, обряженной в фату – и она будет уже неотличима от настоящей Маргариты, кажется, что она самостоятельно пускается в движение. Он будет держать её на руках, а идущие вереницей люди в белых костюмах забросают её букетами жёлтых цветов, и любви в этом прощании окажется куда меньше, чем грубости. Актёры Театра Пушкина танцуют легко и стремительно, показывая редкий для драматических артистов уровень владения телом – такой, что глазами непрофессионала их трудно отличить от опытных танцовщиков.

Новости и материалы
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Глава Херсонской области сообщил об обстреле Каховки
В Литве призвали готовиться к тому, что пакет помощи Киеву от США окажется последним
Все новости