Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сезонное музыкальное обострение

В Перми прошел 7-й международный Дягилевский фестиваль искусств

В Перми завершился 7-й международный Дягилевский фестиваль искусств.Важнейшим из них на берегу Камы считается академическая музыка: в течение недели здесь можно было услышать лучших современных российских композиторов и исполнителей, а также коллективы, за которыми нужно охотится на крупнейших европейских фестивалях.

Мэтры российской фортепианной музыки приехали в Пермь с «лучшими друзьями»: Владимир Мартынов исполнил свою «Переписку» с Георгием Пелецисом – цикл, записанный в 2002 году на основе реальной корреспонденции, Алексей Любимов на глазах у изумленной публики «препарировал» фортепиано для исполнения «Опасной ночи» Джона Кейджа, а Алексей Гориболь вспомнил о том, что Бенджамин Бриттен — ровесник столетней «Весны священной» Стравинского.

Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения британского классика, украсил последние дни фестиваля. Как и любую работу Гориболя, его отличала кураторски продуманная концептуальная целостность. В основу легли несколько вокальных произведений для фортепиано и тенора, которые пел Эндрю Гудвин (театральные зрители помнят его по партии Ленского в «Евгении Онегине», поставленном Дмитрием Черняковым в Большом театре). По словам историка и писателя Ольги Манулкиной, Эндрю Гудвин представил портрет Питера Пирса, постоянного исполнителя и спутника жизни композитора. Музыковедческое измерение концерту добавляли комментарии самого Гориболя, Ольги Борисовны, а также произведение «Secret Land» Леонида Десятникова, в котором зашифрована музыкальная анаграмма имени Людмилы Ковнацкой (Re-Mi-La) - главного специалиста по творчеству Бриттена в нашей стране.

Волновавшие композитора детские голоса прозвучали в музыкальной пьесе «Золотая тщета» на слова печальной английской баллады про юнгу, спасшего от пиратов груженый золотом бриг.

Проследить связь Бриттена с морскими бурями Пёрселла помогли мальчики из Пермской хоровой капеллы, разыгравшие сюжет с упоением.

Завершился фестиваль грандиозным концертом оркестра пермского академического театра Musica Aeterna при участии специально приглашенных звезд и гостей. В первых скрипках были Елена Ревич и Андрей Баранов — основатель Квартета им. Давида Ойстраха, получивший в прошлом году елизаветинскую премию (а заодно и настоящий инструмент Страдивари) . На флейте солировал Иван Бушуев из Московского ансамбля современной музыки.

Разговор о модернизме и исследовании фольклорных традиций начался в первом отделении с «Концерта для оркестра» Белы Бартока. А во втором отделении отборный состав исполнил «Весну священную», одновременно отдавая дань 100-летию знаменитой партитуры и обозначая направление дальнейшего движения театра.

Дело в том, что «Весну...» в Перми вскоре будет ставить итальянский мистик Ромео Кастеллуччи, который в этом году стал артистом-резидентом фестиваля.

В многочисленных интервью он обещает поверить «атомарную структуру музыки Стравинского танцующей в воздухе костной пылью» и электроникой Скотта Гиббонса.

Во время фестиваля Кастеллуччи с удовольствием уплетал пельмени и сожалел о двух не доехавших до России фурах с декорациями к его спектаклю «Ресторан «Четыре сезона», премьера которого прошла в прошлом году в Авиньоне. Но даже в усеченном варианте последняя часть его трилогии о тёмной стороне образа погрузила пермскую публику в магическое безмолвие перед лицом космических вихрей и черных дыр, поглотивших художника Марка Ротко.

Другим важнейшим театральным событием стал показ смонтированного Анатолием Васильевым четырехчасового фильма-спектакля «Серсо», скурпулезно воссоздающем легендарный спектакль 1985 года на малой сцене Таганки.

Ключевыми балетной программы были российская премьера «Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана, которую в Перми усилили новой, еще более роскошной и многофигурной сценографией, а также Second Detail Уильяма Форсайта – балет, пополнивший репертуар Пермского театра высокой пространственной геометрией на основе классической лексики под металлические ритмы Тома Виллемса.

Контекст современной музыки понимается в Перми довольно широко. На сцене оперного театра, например, может оказаться группа «Аукцыон». Доминирование европейского искусства нарушило выступление индийских мастеров ситары и табла памяти Рави Шанкара.

Больше всего в Перми восхищает свобода, с которой существуют здесь музыканты. Они — в центре внимания, они украшение и гордость этого города.

В абсолютно ренессансной атмосфере проходят вечера, устраиваемые в театре после каждого крупного концерта при закрытых дверях. Эта традиция сопровождает главного дирижера и худрука театра Теодора Курентзиса, будь он в Москве или в Новосибирске, и она прекрасна. В такой вечер, когда уже опущен пожарный занавес, перед другими участниками оркестра и работниками театра можно исполнить собственное сочинение или самый немыслимый репертуар на собственный выбор. Мир музыкального театра конвенционален и иерархичен, и часто современное искусство возникает именно в игре с этими конвенциями, в сумеречной зоне между отточенным мастерством и буйным праздником непослушания.

Новости и материалы
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Иранский аятолла провел экстренное заседание после крушения вертолета Раиси
Все новости