Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Братья, сестры, террористы и аутисты

10 лучших фильмов фестиваля независимого кино «Сандэнс» 2014 года

Исламский террорист Григория Добрыгина, японка в Миннесоте и документальная повесть о Викторе Буте: что смотреть после фестиваля «Сандэнс».

В городе Парк-Сити, штат Юта, ежегодно проходит фестиваль независимого кино «Сандэнс», неизменно собирающий в своих залах лучшие картины авторского кино со всего мира. Режиссер Алексей Краевский, побывавший на высокогорном киносмотре, составил для «Газеты.Ru» гид по фильмам фестиваля, за которые стоит голосовать рублем в онлайн-сервисах и ждать в прокате.

«Особо опасен» (A Most Wanted Man)
реж. Антон Корбайн

Бородач с чеченским прошлым пробирается в город — колыбель американских взрывов Гамбург, после чего карточный домик мировой закулисы в течение двух часов раскладывается в колоду для игры в блек-джек. Опасного человека сыграл москвич Григорий Добрыгин — чуть ли не единственный молодой российский актер, известный за рубежом благодаря фильму «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. И если симпатия к такого рода растерянным фанатикам давно уже утвердилась в пику государству со времен «Дороги на Гуантанамо», то исключительная брезгливость по отношению к немецкой (ее представителя сыграл Филип Сеймур Хоффман, скончавшийся 2 февраля в Нью-Йорке) и американской разведкам могла стать причиной переноса премьеры из Берлина в горный Парк-Сити.

Детективная история высушивает любые эмоции отстраненным характером съемки и диалогами о том, что все мы хотим сделать мир более безопасным местом. Корбайн держит ту же планку безысходности, что и в дебютном «Контроле», и не выводит сам источник опасности на экран —

страх повторения 9/11 зашивается в полурелигиозный механизм испытания веры в банкирах и военных, которые вычищают поляну за своими отцами, лордами войны и коррупции.

Корбайну, возможно, удалось сделать самую неангажированную экранизацию шпионского романа (автор литературной основы — Джон Ле Карре, написавший «Преданного садовника» и «Шпион, выйди вон!») — получилось патриотическое кино без патриотизма, какому стоило бы поучиться тем режиссерам и чиновникам, что ценят историческую рефлексию.

«Рыбалка без сетей» (Fishing Without Nets)
реж. Каттер Ходьерн

Неожиданно попавший в лучи славы фильм 27-летнего режиссера производит впечатление, будто случайно перепутал залы и очутился на показе из документальной программы. История снята предельно буднично, репортажная работа камеры стирает ощущение художественности. Зло и опасность (в противоположность внешне лакированному миру правопорядка Гамбурга из описанного выше фильма) пропитывают здесь мир лачуг Сомали, где утро рыбака начинается с переливания сгущенных кишок акулы в топливный бак лодки.

То, что выглядит вывернутым наизнанку туристическим миром зайдлевского «Рая», оставлено гнить на солнце в ожидании белоснежных джипов ООН.

Все шантажируют всех в поисках денег, но денег нет нигде, а когда они появляются, то уже не могут пригодиться.

Памятуя о прошлогоднем триумфе «Станции Фрутвейл» Райана Куглера, рассказывающей о жизни чернокожего «на районе» и за его пределами, легко понять членов жюри международной конкурсной программы, собранной по краям Восточной Европы и арабо-африканского мира. В этом свинцовом гетто белые люди опять ужаснулись и устыдились самих себя — и вручили приз за режиссуру дебютанту с библейским запалом. Было бы интересно увидеть картину и в российском прокате — она бы вписалась в повестку дня борьбы дипломатических служб и морского судоходства против нищих африканских республик.

«Лагерь под рентгеновскими лучами» (Camp X-Ray)
реж. Питер Саттлер

Сильный акцент конкурсной программе задавал второй фильм Питера Саттлера, пришедшего в режиссуру из мира искусства. История, поддержанная продюсером и ветераном «Сандэнса» Дэвидом Гордоном Грином, посвящена дружбе женщины-морпеха (ее сыграла звезда «Сумерек» Кристен Стюарт), охраняющей лагерь в заливе Гуантанамо, и одного из заключенных (Пейман Моади из «Развода Надера и Симин»), помещенного в вязкий лимб тюремной повседневности. Своей неоднозначностью и бесстрашной работой с гендерными ролями, сутью патриотизма и пределами оправданного насилия этот проект выгодно контрастирует с догматическими фильмами Кэтрин Бигелоу, так же далекими от социальной рефлексии, как холмы Голливуда от горнолыжных склонов Парк-Сити.

«Пресловутый мистер Бут» (The Notorious Mr. Bout)
реж. Максим Поздоровкин

Список острополитических премьер «Сандэнса» замыкает документальное расследование судьбы Виктора Бута (его осудили в США на 25 лет за намерение незаконно торговать оружием и поддержку терроризма), основанное на домашнем архиве его жены Аллы. Еще раз (после фильма «Pussy Riot: панк-молебен», показ которого был отменен в Москве, — его мировая премьера состоялась в прошлом году в Парк-Сити) взяв горячую тему, режиссер Максим Поздоровкин не разочаровал фестивальную публику — кажется, во многом благодаря тому, что подчеркнуто отказался от любых высказываний о преступлении и наказании мистера Бута. Вместо этого автор сфокусировался на портрете абсурдного и непредсказуемого человека, живущего заботой о своей семье даже по ту сторону приговора суда. Как и фильм о Pussy Riot, этот не давит на слезные железы, но заставляет задуматься.

«Хлыст» (Whiplash)
реж. Дамиен Шазелль

Драма взросления, снятая гарвардским музыкантом и режиссером Дамиеном Шазеллем, выросла из одноименной прошлогодней короткометражки. На фестивале она получила разом и главный приз, и приз зрительских симпатий. Это что-то вроде нашей «Легенды 17», но про музыку — полная эмоционального напряжения история противостояния ученика-барабанщика и его учителя. Двойной же успех выглядит результатом компромисса: фаворитов не было, прокатчики миллионных контрактов, к которым звезды Парк-Сити уже успели привыкнуть, не заключали, так что жюри наградило самое зрительское кино.

«Родная кость» (The Skeleton Twins)
реж. Крейг Джонсон

Комедианты Кристен Уиг и Билл Хэйдер переквалифицировались в драматических артистов и сыграли стоматолога Мегги и ее брата Майло, переживающих кризис среднего возраста и разбирающихся с прошлым в родном городке на Восточном побережье. Переплюнуть гомерически смешной финал «Маленькой мисс Счастье» не удастся, но все-таки сцена, в которой сестра делает брату чистку зубов, в итоге не оставила жюри равнодушным. Фильм Крейга Джонсона, выходца из элитной программы Нью-Йоркского университета и недр фестиваля SXSW (второго по значимости для интеллектуального кино в Америке после «Сандэнса»), получил приз за сценарий.

«Лунатик» (The Sleepwalker)
реж. Мона Фаствольд

Две сводные сестры, оставшись взаперти в сгоревшем доме отца вместе со своими по-бруклински идеальными возлюбленными, пытаются обходными путями добиться друг от друга правды о своем прошлом.

Как по страницам учебника, обе они пройдут через унижение и самопожертвование, чтобы повзрослеть и обрести то, что им необходимо.

Еще одну историю о необходимости разобраться в том, что когда-то было и прошло, но не отпускает, рассказали французская норвежка Мона Фаствольд и актер Брэди Корбет («Забавные игры», «Марта, Марси Мэй, Марлен», «Меланхолия»), ставший здесь и соавтором сценария. Все могло бы сложиться куда лучше с этим фильмом, если бы не гнетущее стремление к формальному совершенству в ущерб грубости жизни и безрассудности личной жизни.

«Счастливого Рождества» (Happy Christmas)
реж. Джо Суонберг

Актер, режиссер и продюсер Джо Суонберг вернулся в этом году на «Сандэнс» с камерной историей, снятой за 12 дней в его собственном доме. Неуравновешенная героиня этого фильма (номинантка на «Оскар» за «Мне бы в небо» Анна Кендрик) возвращается на время пожить к своему брату-семьянину, которого сыграл сам Суонберг. Также участвуют Лина Данэм (создательница и героиня сериала «Девчонки») и новозеландка Мелани Линскей — актриса, игравшая у Питера Джексона еще до того, как он превратился в экранизатора произведений Толкиена.

Получается достойный ответ Восточного побережья калифорнийскому актерскому ансамблю из фильма «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» Эвана Голдберга и Сета Рогена:

никаких вечеринок, пальм и коктейлей, только творчество, отношения и арендованный на время офис-лофт.

Все это не предвещало ничего хорошего и даже отталкивало после прошлогодней истории Суонберга о пьющих пивоварах «Собутыльники» (Drinking Buddies), но свобода импровизации в этот раз сработала на успех.

Вечные вопросы об успешности и растерянности сметаются с экрана уже после первого разговора «на троих» о радикальной феминистке Андреа Дворкин и позднем замужестве. Восходящий невроз приводит к истерике, но для психологического процесса это высвобождение и следующая ступень. По сути, коллективное авторство фильма позволяет ему с легкостью подшучивать над гендерными ролями из плохого романа, не превращаясь в таковой.

«Убить человека» (To Kill a Man)
реж. Алехандро Альмендрас

Потеряв доверие семьи, тихий человек и к тому же диабетик восстанавливает свое достоинство, еще раз вступив в теологический спор с высшими силами об «имении права» и «дрожащей твари». Снятое с анатомическими подробностями убийство обидчика, совершенное беззащитным служащим, могло бы выгодно смотреться на любом европейском кинофоруме, но продюсеры не прогадали. Находящееся в эстетических поисках жюри «Сандэнса» вручило Альмендрасу приз зарубежной программы в режиссерской номинации.

Единственное, что объединяет историю мытарства чилийца с другими фестивальными сюжетами о жизни среднего класса, — это полная уверенность в том, что государство больше ничем не поможет.

После своего успеха в Юте фильм отправился в мировое турне: получил приз критиков в Роттердаме и приглашение на Берлинале, так что есть все шансы, что картину о боли простого человека ждет немало наград.

«Кумико. Охотница за сокровищами» (Kumiko, the Treasure Hunter)
реж. братья Зеллнер

Чрезвычайно странная японка отправляется из Токио в Миннесоту на поиск поддельных долларов из фильма братьев Коэн «Фарго» — буквально так — после того, как терпит крах в построении карьеры и семьи в патриархальной среде. Ее путешествие рифмуется с модернистской красотой: снега и жара, поля и небоскребы, восточный и западный полицейские, встречающиеся на ее пути.

Только абсурдизма в этой метафоре эмоциональной уязвимости не больше, чем сухой реальности.

Решения Кумико продиктованы рациональной, почти протестантской логикой жизни — верь, во что веришь, и будь что будет. Режиссеры братья Зеллнер возвращают смысл туда, где его, казалось бы, найти уже невозможно, в современное медиасознание и эпоху всеобщей технической воспроизводимости.

«Это подделка, подделка!» — говорит добрый полицейский. «Нет, это сокровище», — отвечает Кумико.

Тоска по настоящему, к сожалению, не позволила этой истории двух миров получить признание фестивального жюри, зато она способна оставить светлое впечатление и жажду жизни в любом ее зрителе.

Новости и материалы
В Ухте ликвидировали пожар на нефтеперерабатывающем заводе
Умерла актриса из фильмов «Два билета на дневной сеанс» и «Овод»
«Зенит» впервые в своей истории оформил требл
Бузову раскритиковали за выступление в откровенном наряде в День защиты детей
«Зенит» выиграл Кубок России
Силы ПВО сбили беспилотник над Белгородской областью
В Ухте локализовали пожар на нефтеперерабатывающем заводе
В МЧС рассказали, сколько специалистов тушат Ухтинский НПЗ
Костомаров рассказал, будет ли болеть за теннисистов на Олимпиаде
Зеленский заявил, что Украина признает Палестину как суверенное государство
Российские войска уничтожили под Купянском мешавший продвижению миномет
На Украине забили тревогу из-за действий Зеленского
Черчесов является главным кандидатом на пост тренера сборной Казахстана
В Белом доме заявили о понимании Байденом последствий ударов ВСУ по России
Харатьян не может зарегистрировать автомобиль из-за спора между продавцами
Водитель «Газели» протаранил Ford на встречной полосе, пострадали три человека
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
В Южной Осетии восстановили электроснабжение
Все новости