Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Над пропастью таланта

Владимир Сорокин, Сергей Шаргунов, Владимир Шаров стали номинантами «Национального бестселлера», а Эдуард Лимонов — нет

Литературная премия «Национальный бестселлер» объявила короткий список: среди претендентов на главный приз реконструкция событий октября 1993 года, производственный роман, фантасмагорические петербургские повести, а также роман в письмах о новом Гоголе, поколенческий экзистенциальный роман и утопия от Владимира Сорокина.

«Жюри в этом году проявило небывалое доселе единодушие», — заметил в официальном комментарии оргкомитета премии ее ответственный секретарь, писатель и литературный критик Вадим Левенталь. За избранных финалистов проголосовали почти все.

«Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что это самый сильный шорт-лист Нацбеста за последние годы», — заявил он.

Роман Сергея Шаргунова «1993», набравший тринадцать баллов, представляет собой семейную сагу, реконструирующую события октября 1993 года. Сборник «Царь головы» Павла Крусанова, получивший десять баллов, — полубытовые, полуфантасмагорические петербургские повести в духе то ли Гоголя, то ли «Мелкого беса» Федора Сологуба.

Набравший девять баллов «Завод «Свобода» молодого поэта и писателя, которого еще буквально вчера относили к «сетературе», Ксении Букши — история жизни и смерти одного созданного в 1920-е годы советского завода радиоэлектронных устройств, созданная на документальной основе. Владимир Шаров — автор «Воскрешения Лазаря» и нескольких романов, исследующих подпольную русскую религиозность, получил восемь баллов за роман в письмах «Возвращение в Египет» — о советском агрономе Коле Гоголе, который дописал-таки «Мертвые души» и направил Русь-тройку прямиком в рай.

«Печатная машина» Марата Басырова и «Теллурия» Владимира Сорокина (обе книги набрали по шесть баллов), по сути, романы, распавшиеся на множество самостоятельных малых форм. Роман Басырова представляет собой разнородные вариации русской хандры, соединенные в единую повествовательную ткань главным героем — сорокалетним страдальцем. В сорокинской утопии Россия умерла и разложилась на отдельные княжества, Московия прогнила,

а идеальной страной стала Теллурия — месторождение наркотического драгметалла.

Сергей Шаргунов и Ксения Букша также стали финалистами появившейся в этом году номинации телеканала «2×2» «Нацбест-начало» для писателей моложе 35 лет. Помимо них на этот приз претендуют Валерий Айрапетян («Свободное падение»), Кирилл Рябов («Сжигатель трупов») и Анна Старобинец («Икарова железа»).

Интересно, что в короткий список премии не попали ни новый роман Эдуарда Лимонова «Апология чукчей», ни дважды номинированные в лонг-листе Надежда Беленькая с романом «Рыбы молчат по-испански» и Евгений Чижов с «Переводом с подстрочника».

«Мы на материале нашей премии должны констатировать, что увеличивается пропасть между самыми талантливыми и всеми остальными, — заявил Вадим Левенталь. — Грубо говоря,

большое жюри в этом году решило, что только эти шесть книг и достойны попасть в короткий список — другие же не годятся вовсе никуда».

Одновременно был объявлен состав малого жюри награды. В этом году лауреата премии будут выбирать актриса и режиссер Юлия Ауг, телеведущая Татьяна Геворкян, художник Николай Копейкин, издатель и основатель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов, сценарист Алексей Лебедев и лауреат премии прошлого года — писатель, скрывающийся под псевдонимом Фигль-Мигль.

Победителей назовут 1 июня в Санкт-Петербурге: лауреат получит 750 тыс. руб., которые он должен разделить с выдвинувшим его номинатором в пропорции 9:1. В 2013 году прямо перед объявлением короткого списка стало известно, что премия лишилась финансирования. Однако в последний момент, буквально перед выдачей призов, были найдены новые спонсоры.

«Нацбест» вручается с 2001 года: на главный приз могут претендовать вышедшие в прошлом году произведения на русском языке, не успевшие стать лауреатами или финалистами других литературных премий.