Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

5 книг о том, как никуда не деться от городской среды

Нон-фикшн-книги о городе, музеях и урбанистике, которые не стоит брать с собой в отпуск

Что значит микроурбанизм и радикальная музеология? «Газета.Ru» выбрала пять нон-фикшн-книг, которые рассказывают, что происходило в спальнях викторианской Англии, зачем включать район Беляево в список объектов наследия ЮНЕСКО и как противостоять атаке сетевых супермаркетов-гигантов.

«Беляево навсегда: сохранение непримечательного» Кубы Снопека

Монотонные бетонные коробки, торчащие из них антенны и кондиционеры, кинотеатр «Витязь» — безликий и пресный пейзаж спальных районов, по мнению живущего в Москве польского урбаниста Кубы Снопека, нуждается в культурной инъекции.

Как французская деревушка Живерни обрела лицо благодаря Клоду Моне, так Беляево стало одним из центров московского концептуализма силами Дмитрия Александровича Пригова.

В 1974 году здесь проходила «бульдозерная выставка» неофициального искусства, здесь жили писатель Евгений Попов и художник Борис Орлов, а Пригов с помощью своих текстов, перформансов и прогулок превратил район в «мифологическое урочище», особую культурную зону.

«Беляево навсегда» — книга про дефицит культурного и возросший в связи с этим спрос на местечковость.

Чтобы реабилитировать советский жилищный проект, Снопек сравнивает однотипные «хрущевки» с серийной приговской поэзией, говорит о родстве их нарочито грубого и однообразного языка и доказывает, что Беляево пора бы включить в список объектов наследия ЮНЕСКО. Спальные районы, считает он, отменяют старый подход к архитектуре, ориентированный на сохранение только уникальных объектов. Из исследования Снопека вырос одноименный проект галереи «Беляево» и StrelkaPress, которые организуют пешие экскурсии по району, кинопоказы и выставки в квартире Пригова.

«Голодный город: как еда определяет нашу жизнь» Кэролин Стил

На Туманном Альбионе гурманы не умеют готовить, сельскохозяйственные угодья видят только по телевизору и за пачку сигарет платят вдвое больше, чем за курицу. Книга британского архитектора и специалиста по городской еде Кэролин Стил рассчитана на генералов из сказки Салтыкова-Щедрина, уверенных, что

булки в том самом виде родятся, в каком их утром к столу подают.

Чтобы понять, что такое город, считает она, нужно исследовать его отношения с едой. Именно еда разводит по углам город и деревню, формирует архитектуру зданий и планировку квартир, влияет на утилизацию отходов. Стил говорит о разрыве между производством пищи и ее потреблением, о засилье крупных корпораций и вегетарианцах. Антиглобалистские нападки на сетевые супермаркеты в книге сменяют идиллические описания фермерских базаров, гурманские зарисовки — надрывные сцены забоя индюшек. Посыл этого труда довольно прозрачен: потребители способны реально изменить жизнь городов, начав, например, готовить дома и интересоваться теми, кто их кормит.

«Краткая история быта и частной жизни» Билла Брайсона

О взаимоотношениях с едой (и не только) в викторианской Британии рассказывает Билл Брайсон — профессиональный изготовитель нон-фикшн-бестселлеров об англичанах и американцах, популярной науке и путешествиях. В предыдущей своей книге — «Краткой истории почти всего на свете» он пересказывает историю геологии и биологии, пытается высчитать размер Вселенной и перебирает самые разрушительные катастрофы в истории планеты.

«Краткая история быта и частной жизни» — это вновь не обремененная тяжеловесными научными теориями энциклопедия для доморощенных эрудитов.

Она организована как экскурсия по деревенскому дому в английском селении. Передвигаясь из холла на кухню, а затем — из спальни на чердак, Брайсон рассказывает о проблеме с кроватями и уединением в викторианской Англии, создании мышеловки и, по ходу дела, о несостоявшейся первой брачной ночи искусствоведа Джона Рескина.

«Микроурбанизм. Город в деталях»

Сборник статей под редакцией Ольги Бредниковой и Оксаны Запорожец из Высшей школы экономики вобрал в себя рассказы диггеров и руферов, мифы, которыми подпитывается городское пространство, исследования индустриальных развалин и «практики слушания плеера». Целых два текста посвящены заброшенным зданиям, один — негласным правилам поведения в общественном транспорте, распределению ролей (передающий-за-проезд, не-занимающий-отдельного-места) и «хореографии» топтания.

Есть инструкция для туристов, объясняющая, как фотографироваться на фоне Кремля, и пособие по блошиным рынкам для чайников.

Микроурбанистика — это попытка рассмотреть город вблизи, сделать единицей его измерения какой-нибудь повседневный пустяк, а главным действующим лицом — праздно шатающегося зеваку, «стихийного создателя смыслов». Чтобы оживить покрытые индустриальной пылью урбанистические исследования, составители сборника пытаются «перезагрузить» язык разговоров о городе, впустить в него лирику и очистить от клише.

«Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства?» Клэр Бишоп

Государственные музеи превратились в огромные ангары или аттракционы для масс. Бюджеты институций сокращают, коллекции не пополняются,

однако они до сих пор не осознают, что нет больше гениев и аутсайдеров, центра и периферии, хронологии и канонов.

Клэр Бишоп — критик и теоретик искусства взаимодействия, главные книги которой («Искусство инсталляции», «Искусственные ады: искусство соучастия и политика зрительства») на русский язык до сих пор не переведены. «Радикальная музеология» — разросшееся до размера среднего теоретического пособия эссе 2013 года, изобилующее выдержками из трудов теоретиков Бориса Гройса, Вальтера Беньямина и Николя Буррио и черно-белыми картинками-схемами румынского художника Дана Пержовски. На примере Музея Ван Аббе в Эйндховене, Музея королевы Софии в Мадриде и Музея современного искусства Metelkova в Любляне автор рассказывает, что и как должны показывать музеи современного искусства, и предлагает особый подход к современности.

Современность, по ее мнению, — это не твердолобое новаторство, не конкретный стиль и не набор имен, а метод.

Она может утверждать момент, быть анахронизмом или экономическим продуктом с отличным дизайном. Книга не перегружена терминами — смириться нужно разве что с «темпоральностью» и «дизъюнкцией».

Что думаешь?
Загрузка