Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Архитектура захвата

Работа по созданию музея архитектора Мельникова началась со скандала

Музей архитектуры объяснил смену замков и силовой вход в Дом Мельникова началом работ по созданию дома-музея архитектора.

На этой неделе Музей архитектуры им. Щусева начал опись мемориальной обстановки Дома Мельникова — построенного архитектором Константином Мельниковым в конце 1920-х годов здания в Кривоарбатском переулке Москвы, имеющего сейчас статус памятника архитектуры. Работы проводятся в рамках создания музея Константина и Виктора (художника, сына архитектора) Мельниковых — филиала МУАРа, рассказали представители музея журналистам. Куратором экспозиции стала внучка архитектора Елена Мельникова, а открытие дома для посетителей планируется до конца 2014 года — пускать в здание будут группы по пять-семь человек в сопровождении экскурсовода.

За объявлением о начале работ последовал громкий скандал — дом, где сейчас проживает семья Екатерины Каринской, второй внучки архитектора, на некоторое время был занят и заблокирован сотрудниками частного охранного предприятия;

самой хозяйке пришлось пробираться в свое жилище с помощью полиции. Это происшествие стало результатом долгого разбирательства вокруг Дома Мельникова — в том числе и судебного.

Дело в том, что государству в лице Росимущества пока принадлежит только половина здания — та, которая после смерти Константина Мельникова в 1974 году была унаследована его дочерью Людмилой;

ее наследники позднее продали свою долю бизнесмену Сергею Гордееву, а тот подарил ее государству. Сейчас эта часть Дома Мельникова находится в оперативном управлении МУАРа.

Вторую половину унаследовал сын архитектора, художник Виктор Мельников; он жил в доме до конца жизни, собирал наследие отца и мечтал о создании его музея.

Виктор Мельников скончался в 2006 году, оставив завещание, по которому его доля передавалась государству с обязательством открыть в доме музей, а распорядителем он назначил одну из дочерей — Екатерину Каринскую;

право собственности, впрочем, было оформлено на Елену Мельникову, с которой Каринская начала судиться. В настоящее время наследственный спор между ними заморожен.

Завещание Виктора Мельникова тем временем мало-помалу начало воплощаться в жизнь. Дом получил статус объекта культурного наследия федерального значения, Минкультуры (учредитель МУАРа) приняло решение о создание отдельного музея Мельниковых,

сам Музей архитектуры пообещал разместить в своих стенах специальную экспозицию — как дополнение к мемориальному зданию.

В сентябре этого года обещают подготовить проект реставрации, а все работы могут занять несколько лет.

В рамках исследования сохранности обстановки Дома Мельникова в него 13 августа и пришла комиссия МУАРа, которую возглавляла замдиректора музея Мельниковых Елизавета Лихачева. Как написал в своем блоге пользователь ЖЖ q-w-z, в момент их визита Каринская отсутствовала, а когда приехала,

обнаружила, что замок входной двери сломан, а комнаты на первом этаже — опечатаны.

Представители МУАРа, как сообщает блогер, провели «опись предметов» и якобы выявили пропажу мемориальных вещей. «Заявления представителей музея о якобы имевшей место пропаже отдельных предметов мемориальной обстановки после описанных событий не стоят бумаги, на которой они напечатаны — при таком взломе там можно было и мебель вывезти и все, что угодно «описать», — уверен он.

Каждая из сторон убеждена в своей правоте.

В пятницу, 15 августа, представители МУАРа попытались объяснить свою позицию. Директор музея Мельниковых Павел Кузнецов рассказал, что опись проводила комиссия, созданная по приказу, подписанному в конце июля, — в нем утверждался состав комиссии и ее полномочия. Замки же были сменены исключительно в целях сохранности будущих экспонатов.

Лихачева сообщила, что проживание Каринской в Доме Мельникова — незаконно; представители музея также напомнили о судебном постановлении 1996 года, лишившем ее прописки по этому адресу,

и заявили, что продолжат опись мемориальных предметов и их отделение от приобретений последнего времени. Лихачева также пообещала, что

«никто в музее жить не будет».

Сейчас Каринская, как сообщает РИА «Новости», боится выйти из дома, поскольку назад ее могут не пустить. Впрочем, в МУАРе заверили, что препятствовать ей в посещении дома не будут.

«Каринская очень неуступчивая, но Музею архитектуры стоило идти долгим и трудным путем переговоров, а не «составлением описи» под прикрытием ЧОПа, — рассказал «Газете.Ru» эксперт, знакомый с ситуацией вокруг дома-музея. — В музейном и архитектурном сообществах существует мнение, что Дом Мельникова превращать в музей необходимо без изменения нынешней схемы его эксплуатации. То есть без суда и выселения Каринской». Вместо этого, считает эксперт, музей занял агрессивную позицию, проявив неуважение к проживающим в доме.

Новости и материалы
В России появятся гибридные версии моделей Haval
Путин заявил об успешном преодолении Россией вызовов пандемии коронавируса
Путин оценил вклад кабмина в рост доходов россиян
Россияне без интереса отреагировали на разблокировку TikTok
Мишустин поблагодарил Путина за доверие
«Балтика» установила рекорд РПЛ
Финансист спрогнозировал курс доллара на ближайшие дни
Путин раскрыл результат антироссийских санкций
В Польше предупредили о возможном росте цен на электричество и газ
В Петербурге два подростка попытались поджечь ж/д станцию и получили сроки
Эксперты улучшили оценку динамики ВВП России на ближайшие годы
В Госдуме оценили планы КНР работать с Францией над урегулированием конфликта на Украине
Журналистка Кеворкова не признает вину в оправдании терроризма
Путин поблагодарил за работу правительство РФ
Турист из Москвы забрался на карниз калининградского музея, выпил и заснул
Great Wall официально подтвердил выход двух новых моделей Wey на рынок России
Суд в Казани взыскал с Ильназа Галявиева 1,4 млн рублей в пользу гимназии №175
Россиянка лишилась шенгенской визы и загранпаспорта из-за опечатки в нем
Все новости