Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Гастроли без санкций

Кто из мировых режиссеров приедет в Россию, несмотря на санкции

Кастеллуччи, Коршуновас, Остермайер, Някрошюс, Доннеллан и другие — несмотря на санкции против России, в начавшемся театральном сезоне будет много гастролей первоклассных мировых режиссеров.

Каждую осень в Москве театральная жизнь напоминает один бесконечный международный фестиваль, на который съезжаются самые лучшие и известные режиссеры со всего мира:

один смотр плавно переходит в другой, а количество хедлайнеров европейского театра, участвующих в них, зашкаливает за все мыслимые пределы.

Не станет исключением и этот год. Введенные Западом санкции против России на культурном сотрудничестве пока почти не отразились, и кажется даже, что такого количества гастролей ведущих мировых театров, как в ближайшие три месяца, в нашей стране не было практически никогда.

«Газета.Ru» составила календарь гастролей в России спектаклей 10 лучших европейских режиссеров.

Ромео Кастеллуччи

«Юлий Цезарь. Фрагменты», Общество Рафаэля

25 и 26 сентября в Санкт-Петербурге (Театральный фестиваль «Балтийский дом»)
29 сентября в Москве (Фестиваль моноспектаклей SOLO)

Кастеллуччи — режиссер радикальный и бесстрашный, готовый ради своего искусства на любые жертвы. Так, первая часть его «Божественной комедии», премьера которой состоялась на Авиньонском фестивале во дворе Папского дворца, начиналась с того, что на Кастеллуччи выпускали стаю разъяренных овчарок, от которых ему приходилось по-настоящему отбиваться.

В этот раз он привезет в Россию один из самых вызывающих и сложных своих проектов. Спектакль строится на монологах Марка Антония из шекспировского «Юлия Цезаря»:

в версии Кастеллуччи герой пережил операцию по удалению гортани, как и актер, который его играет.

Его голос в прямом смысле рождается на глазах у зрителей: они проходят путь звука, извлекаемого из человеческого тела, вместе с видеокамерой, введенной в носоглотку актера. Спектакль все время играется в нестандартных пространствах – так, в Санкт-Петербурге он будет показан в Михайловском замке, а в Москве — в галерее «Коллектор», расположенной на глубине 20 м под землей, в подвалах Микояновского мясокомбината.

Пиппо Дельбоно

«Орхидеи», Театральная компания Пиппо Дельбоно

5 октября в Санкт-Петербурге (Фестиваль «Балтийский дом»)
«Генрих V»
7 октября в Москве (Фестиваль «Сезон Станиславского»)

Пиппо Дельбоно – еще один итальянский режиссер-провокатор. Кто только не участвовал в его проектах –

дистрофики, калеки, раковые больные, глухонемой старик Бобо, встреченный режиссером в сумасшедшем доме и с тех пор играющий почти в каждом его спектакле.

Дельбоно страстен и по-итальянски экспрессивен – в своих постановках он всегда сам выходит на сцену, читает стихи, разговаривает со зрителями.

Дельбоно покажет в России сразу два спектакля. В Санкт-Петербурге можно будет увидеть его недавнюю премьеру «Орхидеи». Спектакль о любви, человеческих потерях и попытках преодолеть пустоту, основанный на фрагментах из Шекспира, Чехова и современных текстов, режиссер посвятил своей умершей матери.

В Москве с Дельбоно впервые смогут поработать российские актёры. В интерактивном спектакле, вдохновленном шекспировским «Генрихом V» вместе с артистами труппы Дельбоно примут участие актеры из Москвы, специально отобранные Фондом Станиславского: они будут несколько дней репетировать с режиссером в Любимовке, подмосковном имении отца-основателя русского психологического театра Константина Станиславского.

Томас Остермайер

«Враг народа», Театр «Шаубюне», Берлин

5, 6 октября, Москва (Фестиваль «Территория»)

Томас Остермайер – один из тех режиссеров, которые у многих в России в первую очередь ассоциируются с понятием «новый европейский театр». Спектакли Остермайера – образцово-показательные примеры современной трактовки классики. Героев Шекспира и Ибсена он в обязательном порядке помещает в сегодняшний день и заставляет говорить современным языком. Его спектакли всегда динамичны, экспрессивны, остросоциальны.

«Враг народа» не исключение. Ибсеновский доктор Штокманн, борющийся за честность и справедливость в отдельно взятом городе, впрямую начинает общаться со зрителями, выходит в зрительный зал, а апофеозом спектакля становится митинг, в котором может принять участие любой желающий.

Оскарас Коршуновас

«Чайка», Театр Оскараса Коршуноваса, Вильнюс
6, 7 октября в Санкт-Петербурге (Фестиваль «Балтийский дом»)

«Последняя лента Крэппа»
7, 8 октября в Санкт-Петербурге (Фестиваль «Балтийский дом»)

26, 27 ноября в Москве (Фестиваль «NET – Новый Европейский Театр»)

Литовец Оскарас Коршуновас долгое время был одним из главных возмутителей спокойствия на постсоветском театральном пространстве. Его режиссерский почерк сложно было не узнать:

в каждом его спектакле сцена буквально ломилась от огромного количества декораций и разных предметов самого странного назначения, актеры громко кричали и быстро бегали, звучала оглушительная музыка.

Но в последние годы Коршуновас стал делать новый для себя театр – тихий, вдумчивый и предельно аскетичный. Его новые спектакли «Чайка» и «Последняя лента Крэппа» — очередной этап на этом пути.

Обе постановки играются в камерном пространстве, почти без декораций, и актеры в них существуют с полным жизнеподобием.

«Чайку» Коршуновас называет очень важным моментом для своего театра, которому недавно исполнилось 15 лет: труппа как бы смотрится в зеркало чеховской пьесы. «Последняя лента Крэппа» — моноспектакль знаменитого актера Юозаса Будрайтиса, который Коршуновас мечтал поставить ещё с середины 90-х.

Корнель Мундруцо, Театр «Протон», Будапешт
«Деменция»

10 октября, Санкт-Петербург (Фестиваль «Балтийский дом»)
15, 16 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый Европейский Театр»)

Корнель Мундруцо, наверно, самый известный и успешный сегодня венгерский режиссер театра и кино. Его фильмы несколько раз становились призерами Каннского фестиваля, его спектакли постоянно участвуют в фестивале Авиньонском, как театральный режиссер он работает не только у себя на родине, но и в других странах. В Россию до сих пор его театр приезжал лишь однажды:

на фестивале «Текстура», закрытом новыми краевыми властями Пермского края, был показан один из самых жестких его спектаклей — «Лёд» по роману Сорокина.

В этот раз к нам приедет самая свежая его работа – спектакль «Деменция», действие которого происходит в заброшенном сумасшедшем доме. Больницу закрыли, но пациентов из нее не вывезли, бросив на произвол судьбы и заставив доживать в ней своими силами. Мундруцо не только исследует человеческое безумие, но и ищет ответы на вопросы о праве человека на смерть и о том, куда может привести страдание.

Аттила Виднянский. «Йоханна на костре». Венгерский Национальный Театр, Будапешт

9 октября, Санкт-Петербург (Театральный фестиваль «Александринский»)
«Человек крылатый»
10 октября, Санкт-Петербург (Театральный фестиваль «Александринский»)

Атилла Виднянский – главный конкурент Мундруцо в венгерском театре. Говорят, отношения между ними настолько напряжены, что режиссеры сами попросили, чтобы их спектакли в Петербурге поставили на одни и те же дни: пусть зрители выбирают. Виднянский родился в крохотном украинском городе Берегово недалеко от венгерской границы, потом окончил университеты в Ужгороде и Киеве. Национальный театр в Будапеште он возглавляет с прошлого года.

Виднянский – режиссер редкого масштаба. Питерская публика сможет увидеть самые амбициозные его работы.

В «Йоханне на костре» по оратории Артюра Онеггера заняты десятки человек, включая три хора и симфонический оркестр.

А в «Человеке крылатом», сложном театральном сочинении о Циолковском, Гагарине и о стремлении славянского человека в космос, зрители сидят прямо на сцене на поворотном кругу и становятся участниками безумной фантасмагории, в которой великие ученые и космонавты начинают напоминать древних богов.

Эймунтас Някрошюс,
«Книга Иова», Театр «Мено Фортас», Вильнюс

12, 13 октября, Санкт-Петербург (Фестиваль «Балтийский дом»)
16, 17, 18 октября, Москва (Фестиваль «Сезон Станиславского»)

Эймунтас Някрошюс, вероятно главный режиссер литовской театральной школы, превращает любой спектакль в священнодействие. В своем новом спектакле

Някрошюс продолжил изучение Библии: когда-то он ставил Песнь песней, теперь – Книга Иова.

Как всегда у Някрошюса, в спектакле много метафор, одновременно сложных и простых, идеально слаженный актерский ансамбль, медитативная музыка, медленный ритм. Някрошюс в очередной раз задается вопросом о Боге и человеке, о грехе, сострадании и возможности прощения.

Деклан Доннеллан,
«Король Убю», Театр Cheek by jowl

21, 22 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый европейский театр»)

Деклан Доннеллан – один из самых известных и любимых в России европейских режиссеров. И уж точно тот, кто чаще всех у нас ставит:

в разных российских театрах он выпустил целых семь спектаклей, включая даже балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленный им в Большом.%

Но в афише фестиваля «NET — Новый европейский театр», в центре внимания которого всегда актуальное и радикальное искусство, Доннеллана раньше было бы очень сложно себе представить.

Его спектакли, всегда идеально выверенные, строгие и аскетичные, – образец зрелищного театра с простыми смыслами для самых широких зрителей.

В «Короле Убю», поставленном им во Франции и на французском языке по скандальной пьесе Альфреда Жарри, уже больше века поражающей зрителей и читателей своею грубостью и жестокостью, Доннеллана невозможно узнать. Никакой пустой сцены и актеров в офисных костюмах, как это обычно у него бывает. Сложная декорация, гротескные одежды, громкая музыка, видеопроекции и все агрессивные приемы современного театра, которые только можно себе представить.

Кэти Митчелл
«Дыхание», Театр «Шаубюне», Берлин

29, 30 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый европейский театр»)

Кэти Митчелл из тех поставщиков, которые за последние 15 лет кардинальным образом реформировали весь язык современного театра.

В ее самых известных спектаклях часто уже невозможно отделить театр от кино, понять, что происходит на сцене, что на экране, и каким образом разные виды искусства трансформируются в одно-единственное его произведение.

Так было и в единственной ее постановке, которая уже побывала в России – «Кристине» по мотивам «Фрекен Жюли» в том же берлинском «Шаубюне» (фестиваль «NET» привозил спектакль два года назад).

«Дыхание» непривычно аскетично для Митчелл. На сцене всего два актера – мужчина и женщина. Они непрерывно крутят педали на никуда не едущих велосипедах, приводя в движение динамо-машину, от которой питаются освещающие их лампы. Пьеса Дункана Макмиллана – о глобальной экологической катастрофе, переживаемой сегодня человечеством, и том, как она отражается на судьбе каждой отдельной личности.

Микаэль Тальхаймер
«Тартюф», Театр «Шаубюне», Берлин

29, 30 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый европейский театр»)

В отличие от многих немецких режиссёеров, Тальхаймер никогда не идет на прямое осовременивание классики и обычно чурается остросоциальных тем. Его интересует прежде всего метафизика человеческих отношений, конечные смыслы знаменитых пьес и то преломление, какое они сегодня получают. Тексты Шекспира, Гауптмана, Толстого и других авторов в его спектаклях не просто переписываются — они сильно сокращаются и ужимаются.

Остаётся только самое важное: интрига, которая ведет за собой действие, и чувства, которые ею управляют.

Про «Тартюфа» говорят, что в нем Тальхаймеру удалось в прямом смысле перевернуть комедию Мольера «с ног на голову». По крайней мере формально это в самом деле так: действие происходит в подвешенном посреди сцены и качающемся в разные стороны перевернутом кубе. Актеры существуют в почти экспрессионистской манере, и обманщик Тартюф оказывается ничем не хуже тех обезумевших гротескных героев, которые его окружают. Главную роль в спектакле играет, как и во «Враге народа» Томаса Остермайера, звезда «Шаубюне» Ларс Айдингер.

Новости и материалы
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Украины наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Ученые выяснили, что боль может быть заразной
Врач назвала простой способ улучшить здоровье мужчинам среднего возраста
Диетолог Дианова: мужчинам рекомендовано отказаться от красного мяса
Избавиться от коронавируса может помочь препарат от диабета
Зарема раскритиковала футболиста «Спартака»
Завод оборонного концерна Diehl в Берлине полыхает уже третьи сутки
Названы БАД, которые могут облегчить синдром раздраженного кишечника
В Запорожье произошли взрывы
«Байер» повторил рекорд, который держится 59 лет
Лавров не поверил заявлениям Швейцарии о желании видеть РФ на саммите по Украине
Россия поставила гуманитарную помощь в Нигер
В ДНР семья подорвалась на мине
Все новости