Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Премьера старых чувств

В Большом театре возобновили «Легенду о любви» Юрия Григоровича по сюжету Назыма Хикмета

В Большом театре возобновили знаменитую «Легенду о любви» — спектакль, поставленный Юрием Григоровичем и ставший одним из главных его хитов и настоящей революцией в советском балете.

Сюжет Назыма Хикмета — поэта, идеалиста, любимца женщин, проведшего треть жизни в тюрьмах родной Турции за коммунистическо-революционную деятельность и использованного Советским Союзом в качестве знамени борьбы за мир — той, что может камня на камне не оставить. Советские переводчики переписывали его стихи в «правильном духе», чем он страшно возмущался; его давно нет на этом свете, и

сейчас трудно найти человека, что процитировал бы на память что-нибудь из Хикмета, — а «Легенда о любви» живет более пятидесяти лет.

Музыка Арифа Меликова — автора нескольких изобретательных симфоний, но прославившегося в мировом масштабе именно как автор «Легенды о любви». Хореография Юрия Григоровича, что три десятилетия правил в Большом, все истончая свой талант, все чаще повторяясь и все более жестоко воюя с собственными артистами —

но сотворенная в начале, на самом взлете, когда еще никому не пришло бы в голову, как Плисецкой, назвать старейшину Большого «маленьким Сталиным».

Этот спектакль был создан в дружестве, в счастье — и неудивительно, что он получился так хорош. Впервые «Легенду о любви» зрители могли увидеть в 1961 году в Мариинском (тогда Кировском) театре; через четыре года его перенесли в Большой, и с тех пор он никогда надолго не пропадал из афиши. В годы реконструкции старого здания его периодически показывали в Кремле (новая сцена для «Легенды» непригодна — масштабные шествия скукожились бы в маленьком пространстве);

теперь, когда репертуар исторической сцены постепенно восстанавливается, — пришла очередь и возобновления «Легенды».

Возобновление назвали премьерой (кстати, единственной на главной сцене Большого в этом сезоне), но в хореографии практически ничего не изменилось.

К счастью — потому что те спектакли, что Юрий Григорович при недавних возобновлениях редактировал («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка»), менялись к худшему — в них возникали неожиданные прорехи и не менее неожиданные заплатки. В нынешней редакции — практически все, как было: начиная с пяти ударов литавр, в которых зашифровано посвящение пяти людям, причастным к созданному в 1961 году балету (Хикмет, Меликов, Григорович, дирижер Ниязи и художник Симон Вирсаладзе), через все марши дворцовой челяди, все взвинченные любовные монологи, танцы воды и огня — к патетическому финалу.

Поменялись исполнители. Светлана Захарова выходит в роли царицы Мехмене-бану, которая отдала свою красоту бродячему колдуну в обмен на жизнь заболевшей сестры; не себя и не корону, которую предлагала, — а именно красоту; теперь она может появляться на публике лишь с тряпкой на лице.

Классическая балерина, в любых балетах чуть охлаждающая, облагораживающая любые мелодраматические коллизии, Захарова превратила «Легенду» в историю о взламывании льда.

Вот только что ее героиня надменно правила страной и даже в момент колдовской трансформации сдерживала чувства (да, шарахалась от зеркала, но никаких истерик) — и вот в момент, когда она понимает, что приглянувшийся ей молодой человек, придворный художник Ферхад, влюбился в ее миловидную сестру, с Мехмене начинает твориться что-то невообразимое.

Ноги стреляют вверх так, будто там, над головой, что-то надо разбить; тело проламывает пространство, кричит и корчится, оставаясь все тем же безупречно гармоничным инструментом балерины Захаровой.

Когда Ферхад и Ширин бегут из дворца — Мехмене снаряжает погоню и сама ее возглавляет; в этот момент ей поставлен высокий шаг, правая рука балерины вытянута вперед. Безусловная ассоциация с нацистскими маршами, тогда найденный Григоровичем прием — через несколько лет у него так же будет маршировать Красс, отправляясь подавлять восстание Спартака. Но у Захаровой это движение выглядит последней попыткой Мехмене сохранить внешнюю форму, заковать в лед бунтующее тело, которое уже выгибалось в мостик в одинокой спальне; не получится, героиня скоро сдастся.

Эта «Легенда о любви» стала спектаклем Захаровой, историей ее героини. Денис Родькин, которому досталась роль Ферхада, лишь к третьему акту объяснил в танце, что же, собственно, нашли две царственные сестрицы в красящем стены парне.

Николай Цискаридзе, лучший из Ферхадов Большого театра, настаивал в свое время на том, что герой — художник, творец, предполагалось, что Мехмене и Ширин влюбляются так, как свойственно дамам влюбляться в живописцев.

Меж тем у Хикмета он — герой в более древнем изводе, чем извод романтический.

Он из тех героев, что побеждали гидр, прорубали скалы и укрощали диких лошадей: мускулы, отвага, простодушие.

Ферхад у Родькина в течение двух актов именно таким персонажем и был: ладно сложенный, легко взлетающий в сложных прыжках, он своим существованием слегка оскорблял Мехмене-бану, намекая на то, что ее страсть продиктована исключительно физиологией.

И лишь в третьем акте в танце появилась та сложная игра художнической самоуверенности и насмешки, что от века завораживает дам и девиц в господах творцах;

появился Ферхад-художник. Что касается Ширин, то Анна Никулина провела свою роль на одной ноте наивности-наивности-наивности: трепетала пальчиками в воздухе, перебирала пуантами и так и не объяснила аудитории, что в ее героине нашел Ферхад.

Кордебалет был замечательно точен и тогда, когда дворцовой свитой пускался в погоню за беглецами, и тогда, когда изображал толпу народа, страдающего от нехватки воды в долине (герой был приговорен царицей к прорубанию горы в поисках источника — и не отказался от работы даже когда Мехмене его уже простила). Оркестр вспоминал партитуру с трудом и периодически фальшивил; к тому же небольшой ансамбль в кулисах (он играл, когда шли внутренние монологи героев; оркестр в яме отвечал за внешние события) был запрятан так, что его звучание казалось искусственно-фонограммным; до реконструкции такого не было — то ли музыкантов пересадили, то ли акустику порушили.

Но, несмотря на периодические проблемы со звуком, «Легенда» доказала, что она живее всех. И все же одной премьеры в год на исторической сцене все-таки мало, и гендиректору не стоит бояться отдавать ее под новые постановки. «Легенда»-то в 1961 году была революцией в балете — почему бы не задаться целью заполучить для театра не менее важную вещь, но придуманную уже в наше время?

Новости и материалы
Стало известно о пострадавших пассажирах упавшего в реку автобуса в Петербурге
Силуанов останется министром финансов РФ после смены правительства
В Госдуме призвали не аплодировать в случае утверждения Мишустина на должность премьера
Звезда «Ворониных» прокомментировала скандал с Ильюхиной
Литва хочет ввести санкции против РФ за «помехи» GPS над Балтийским морем
Власти Башкирии решили дополнительно обезопасить нефтекомплекс после атаки
Стилист Бородиной перечислил лайфхаки для колготок из капрона
Экономике Японии предрекли сокращение
Россиянку, пострадавшую от домашнего насилия, похитил из шелтера ее муж
Средства противовоздушной обороны РФ уничтожили дрон ВСУ над Белгородской областью
Бойца поп-ММА, влетевшего в Троицкий мост на Porsche, отправили в СИЗО
Железо может способствовать приступу астмы, выяснили ученые
Анастасия Костенко прервала молчание и рассказала о важном событии для семьи
Боррель подтвердил, что ряд стран ЕС намерены признать Палестину
Смородская порадовалась выходу Миранчука в финал Лиги Европы
Под Одессой ВС РФ уничтожили склад с западными ракетами
Раскрыто число украинских военных, сдавшихся в плен за неделю
Уроженка Москвы Рыбакина рассказала о снятии турнира в Риме
Все новости