Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Все равно что подать в суд на Достоевского за деяния Ставрогина»

Религиовед Борис Фаликов о процессе по опере «Тангейзер» в Новосибирске

Религиовед Борис Фаликов рассказал «Газете.Ru» о своем участии в процессе по делу оперы «Тангейзер».

Мировой суд в Новосибирске прекратил дела против режиссера оперного спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулябина и руководителя Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, не найдя в них «осквернения религиозной символики» в современной постановке оперы Вагнера. Административное производство было возбуждено по обращению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона и поддержано несколькими сотнями новосибирцев в ходе публичных уличных акций. Процесс вызвал огромный резонанс — с осуждением практики преследования художников за их произведения выступили Союз театральных деятелей в лице Александра Калягина и Валерия Фокина, худруки Театра Наций Евгений Миронов и Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков, руководители нескольких десятков театров. 10 марта, на втором заседании по делу, судья Сорокина заслушала мнение религиоведов Бориса Фаликова из РГГУ и Владимира Винокурова из МГУ — и вынесла решение о прекращении дела. Борис Фаликов рассказал «Газете.Ru» о своем участии в процессе.

— Как вы познакомились с оперой «Тангейзер»?

— Я посмотрел видео с двух разных спектаклей. Жанр этой постановки — так называемая «режиссерская опера». Узнав, что спектакль стал объектом судебного преследования, решил, что должен принять участие в процессе и использовать свои профессиональные навыки.

— Вы выступали в суде как эксперт?

— Нет, судья посчитала, что ни искусствоведческая, ни религиоведческая экспертиза процессу не нужна, так что и я, и мой коллега Владимир Винокуров участвовали в процессе как свидетели защиты. Мы оба, независимо друг от друга, изложили наши профессиональные свидетельства на бумаге — они были приобщены к делу.

— Каково было ваше заключение, есть ли осквернение христианских символов?

— С моей точки зрения, подобное обвинение может возникнуть у человека эстетически и религиозно неграмотного. У спектакля — очень сложная конструкция. Он переносит судьбу миннезингера Тангейзера в наше время, где главный герой — кинорежиссер. Он снимает фильм о «потерянных годах Христа», которые тот провел в «гроте Венеры», предаваясь плотским наслаждениям. Затем он представляет фильм на кинофестивале в Вартбурге (в оригинале у Вагнера — на состязании миннезингеров), где получает обструкцию и сходит с ума. Уходя в бред как в паломничество, он пытается принести раскаяние папе Римскому. Таким образом, образ Христа подвергается «двойной дистилляции» — легенда о Христе в «гроте Венеры» здесь не просто часть повествования, а плод воображения персонажа этого повествования. Получился напряженный, важный разговор — ни о каком «осквернении» здесь речь идти не может.

Что же происходит в восприятии истцов? Они, как первоклашки, отождествляют автора с его персонажем, которому автор постановки сочиняет судьбу — для того, чтобы донести свой замысел. Это все равно что подать в суд на Достоевского за деяния Ставрогина.

— Как, на ваш взгляд, отнеслись к процессу жители Новосибирска?

— Это университетский город, и интеллигенция здесь, конечно, на стороне режиссера. Большинству горожан — как и большинству россиян — по моему ощущению, все равно, что происходит, — они, кажется, не придают большого значения этому процессу и тому, что их город оказался в центре большой истории. Ярых ревнителей веры здесь немного, однако слышно их хорошо. При этом я бы назвал некоторых из них жертвами секуляризации (процесс сокращения влияния религии на жизнь общества, часто сопровождающийся снижением уровня осведомленности граждан в вопросах веры. — «Газета.Ru»):

любые эксперименты в области искусства им кажутся посягающими на основы, они не видят разницы между сакральным и профанным, освященным и неосвященным.

— Административное дело закрыто, но проводится доследственная проверка по уголовному делу об оскорблении чувств верующих. А в Ижевске священник подал жалобу на «гипертрофированное изображение креста» и негативный образ священнослужителя в спектакле «Метель». Но резонанс у «процесса «Тангейзера» был беспрецедентным. Станет ли прецедентом решение суда по данному вопросу, или так и останется единичной победой здравого смысла?

— Я еще во времена принятия дополнений к 148-й статье УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») говорил, что в результате ее принятия появится сообщество профессионально оскорбленных. Я не питаю иллюзий по поводу того, что именно наши свидетельства убедили суд в необходимости прекратить дело. И не питаю иллюзий по поводу того, что нам удастся развеять тучи мракобесия. Победа Мездрича и Кулябина стала ложкой меда, но общий тренд это не переломит. А он таков: обществом манипулируют, и оно продолжает поляризовываться. И если этот процесс не обратить назад, никаких перемен в обществе не наступит.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости