Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Это такой внутренний империализм»

Баста о концертах в Кремле и новом альбоме «Баста 5»

Василий «Баста» Вакуленко рассказал «Газете.Ru» о новом альбоме, отношении к чувству ответственности, поездках в метро, сходстве русского рока и русского рэпа и плюсах советской ментальности.

18 и 21 апреля Василий Вакуленко — он же рэпер Баста — выступит в Государственном Кремлевском дворце в сопровождении симфонического оркестра. На традиционных концертах, приуроченных ко дню рождения артиста, будет представлен новый альбом «Баста 5». Релиз альбома состоится в два приема — 20 апреля и 9 мая. В преддверии концертов «Газета.Ru» встретилась с Бастой, чтобы обсудить новый виток его творческой жизни, участие в шоу «Голос» и многое другое.

— Мы встречались год назад в прошлый раз, за это время вы успели собрать «Олимпийский», отработать сезон в «Голосе», сейчас — два концерта в Кремле. Дальше уже я не знаю, что — «Голубой огонек», «Старые песни о главном»?

— Да, причем мои старые песни (смеется). Я, на самом деле, сам пока не знаю. Летом планируем сделать большой фестиваль Gazgolder Live на «Арме», попробуем площадку.

— А как вы вообще себя чувствуете с учетом всех этих событий?

— Мне нравится. После «Голоса» многие люди открыли для себя мою музыку. Я сейчас был в туре по России и видел, как меняется публика на концертах. Очень много стало взрослых людей, которые, конечно, приходят послушать определенные песни — Высоцкого, «Темную ночь», «Маму». Очень много было теплых встреч — с взрослыми это иначе немного, чем с молодежью. Они меня еще по имени-отчеству называют — кошмар, конечно, но в то же время очень трогательно. Мне все это дает понять, что ничего стыдного я, слава Богу, не сделал. В метро и на улицах города чувствую себя спокойно.

— Правда ездите на метро?

— Когда пробки — конечно. Ну и в аэропорт. Это не игра, для меня это правда нормально и комфортно. И ни разу не было, чтобы подошел человек и сказал: эй, ты, такой-сякой. Люди здороваются, улыбаются.

— Чувствуете возросшую в связи с популярностью ответственность?

— Я стараюсь от этих ощущений избавляться. У меня был период, когда я себя размышлениями об ответственности, обязательности просто уничтожил. Мне тогда было 19 лет, и дальше я от этого отказался (улыбается). Это самое губительное, что может быть. Благодаря моим попыткам избавиться от ответственности, мне кажется, в итоге многое и получилось. Например, я придумал Ноггано, который мог бы убить сам по себе проект «Баста»…

— Почему вы так считаете?

— Ну, потому что люди могли расстроиться, что я совсем не такой лапочка. Но я пошел на это осознанно и не проиграл. С «Голосом» похожая была ситуация — я пошел туда, потому что программа была интересным опытом, и не боялся испортить отношения со своим слушателем. Мне кажется, что жизнь из таких пассионарных толчков и складывается. Я в какой-то момент пришел к выводу, что безумные поступки приносят больше всего пользы.

— То есть, несмотря на «Голос», Ноггано получит продолжение?

— Конечно! 100%! Я уже написал восемь песен для Ноггано, таких прямо очень… У меня сейчас, чем ближе выход альбома Басты, тем больше к нему отторжение — хочется скорее с этим разобраться и заняться другими делами. Для Ноггано есть несколько очень интересных решений — от песен в духе «Собака съела товар» до каких-то самокопалок сумасшедшего бандита. Условия, которые я задаю своему герою на этом альбоме, довольно странные, но работать над этими треками очень интересно. Вообще, чем сложнее задача, тем интереснее.

— А у Нинтендо будет новый альбом?

— Да, тоже пишутся песни. В саундтрек к «Хардкору» у нас должна была войти не та песня, что в итоге там оказалась. Мы на нее даже клип сняли в очень правильной эстетике: на айфон во время тура в Иркутске, Ижевске, купили норковую шапку, ходили по стрип-клубам местным. В общем, Нинтендо будет обязательно, хотя пока до конца не очень понятно, в каком русле. Мы в какой-то момент хотели сделать второй альбом англоязычный. Ну на таком английском, на котором я говорю обычно — на очень плохом: «Ван-ван зыс, ван зыс, ван зыс». В общем, я альбомы Басты выпускаю раз в четыре года, сейчас мне 36 — до сорока будет чем заняться.

— Расскажите теперь про альбом Басты. Каким он будет? Я пока только знаю, что дисков будет два.

— Что касается объема, то у меня не было задачи сделать именно двойной альбом, просто накопилось много песен. Я вот еще в туре правил какие-то тексты, редактировал музыку. Есть песня «Зажигалки вверх» — хочу сейчас туда записать куплеты со Скриптонитом и ATL. Вообще, очень мрачный и странный альбом получился, но мне нравится. Видимо, с чем-то совпало, может, у меня кризис среднего возраста. Я когда писал некоторые песни, чувствовал себя как гострайтер, который сочиняет для самого себя… Еще там будет «Черт» на стихи Галича и «Трамвай» на стихи Окуджавы. Стилистически даже не получится определить, что это все в целом такое. Очень много песен про любовь, но зловещих. Вроде бы считается, что если про любовь, то это такая няшность, но я, как всякий взрослый человек, пришел к тому, что любовь — самый большой хардкор.

— Вы же еще и для кино писали в последнее время.

— Песни, которые я написал для «Родины» и фильма «Ке-Ды» Сергея Соловьева, тоже в альбом вошли, да. И эта работа мне в итоге очень помогла. Буслов меня позвал посмотреть «Родину» до премьеры, я согласился с умыслом — у меня для Ноггано есть новая песня «Ролексы», хочу, чтобы Петя (Буслов. — «Газета.Ru») клип на нее снял. В общем, я приехал в кинотеатр, посмотрел фильм, и меня прямо разорвало: вышел из зала и, клянусь, за 10–15 минут написал текст. У меня такого лет десять не было — даже сейчас рассказываю, и мурашки. С музыкой тоже быстро понял — у меня давно валялся этот минус, только темп надо было замедлить. Короче, я подорвался, очень быстро сделал трек, отправил Буслову. Он меня попросил туда гармошку прописать, и я через силу несколько нот туда записал, но мне так понравилось, что потом еще аккордеон в несколько треков вставил.

В общем, благодаря Пете у меня уже есть песня и еще будет клип для Ноггано.

Или вот например, когда мы работали с Соловьевым, он ко мне пришел как-то и принес стихи Полозковой про рыб, чтобы я их положил на музыку… Это было интересно — я люблю эксперименты, и в фильме песню девушка очень красиво спела. Но когда я этот трек писал, у меня возник припев, который туда совершенно не ложился. В итоге из него получилась песня, которой я горжусь. И таких как бы случайных историй было много. По звуку получилось очень много отсылок к советскому романтизму, много синтезаторов. Такой внутренний империализм — раздвижение границ пространства в бесконечность.

— С рэпом сейчас происходит что-то подобное, настоящий расцвет. С чем это, по-вашему, связано?

— Да я бы не говорил о расцвете или прорыве русского рэпа, это триумф русской словесности — я так Оксимирону и написал, когда мы его альбом обсуждали. Среди популярных русских рэперов ведь нет рэперов в чистом виде. Оксимирон — панк, анархист; Скриптонит — очень круто читает, но то, что он делает, это скорее рок; ATL — я вообще его фанат… Да кого ни возьми, любой к рэпу имеет опосредованное отношение, все разные. Просто людям интересны явления, а каждый из этих артистов — явление. И эта культура останется, я уверен, как золотая эра русского рока (смеется).

Ну да, это же все русский рок, на самом деле.

Я имею в виду посыл, который все, кого я перечислил, вкладывают в эту музыку — он вообще не рэперский в том смысле, в котором это происходит в Америке, допустим. Это какая-то вообще другая штука. У нас нет этой ограниченности: если ты начал делать такую музыку, то другую ты уже не можешь, нету этой узколобой херни. Я вот как китаец — сам пишу музыку, какую хочется, пишу тексты, рисую, снимаю видео. Можно меня назвать сумасшедшим графоманом или, там, самовлюбленным кретином, но мне по-другому просто неинтересно.

— А почему русские рэперы не реагируют на важные общественно-политические события, не пишут про них песни, как черные про Фергюсон?

— Я довольно давно уже написал песню «Солнца не видно», она до сих пор актуальна, я ее постоянно пою на концертах. А что еще я должен написать? Про то, что доллар упал? Про все это надо говорить, а не песни писать. Мы в Челябинске сняли ролик, его по телику показывали, про то, в каком состоянии у нас федеральные трассы. Раньше были бюджетные деньги, можно было класть асфальт раз в год, а сейчас денег стало меньше и надо положить один раз, но не получается. Все же и так понятно. Я фанат Льва Гумилева и его взгляда на жизнь. Понятно, что все мы должны умереть, старый мир должен разрушиться, а на его руинах построится что-то новое.

А что касается социальной критики — прежде чем сокрушаться и заниматься прочей комсомольской деятельностью, стоит честно на себя посмотреть.

Я знаю, кто я — старый коррупционер, у меня абсолютно совковая ментальность. Да, я могу ездить на дорогой машине, восхищаться парижскими ресторанами и самопожертвованием Солженицына или книгами Довлатова, но я такой же совок, какими были и они, на самом деле. Только советский человек мог написать такие вещи, которые писал Довлатов, большим поклонником которого я являюсь. Это совок. Это есть в нас, есть в наших детях, и, возможно, только через 70–80 лет здесь что-то изменится. Это медленный эволюционный процесс.

— Давайте теперь вернемся к тому, с чего начали. Вы уже достигли, кажется, всех возможных вершин, которые российскому артисту доступны. Понимаете, куда дальше расти?

— Да, надо достойно встретить старость, я много об этом думаю. Размышляю, в какой момент нужно уйти со сцены… С другой стороны, есть люди, на которых я ориентируюсь, — Джонни Кэш, Джей Зи, которые занимаются этим всю жизнь, потому что сумели найти новый взгляд на музыку, которым хватило мужества не превратиться в старое циничное говно.

— А не боитесь, что в русский шоу-бизнес затянет? Многие после вашего появления в «Голосе» про это говорили.

— Нет, не боюсь. У меня есть преимущество — за плечами десять лет без всего этого дерьма. Я пришел туда через другую дверь. Я могу легко отказаться от этого, потому что я ничего не потеряю. Есть какие-то компромиссы, на которые я не смогу пойти, и все прекрасно об этом знают.

— А какие это компромиссы? Если скажут от мата отказаться, согласитесь?

— Есть разные ситуации. Если я выступаю на Дне города в своем родном Ростове, я, конечно, не буду со сцены материться. И я вообще не считаю, что исполнение матерной песни это «тру» — прыгни с гаража, если ты такой крутой. Есть какие-то рамки, которые я соблюдаю, — их все знают, с кем я работаю. С другой стороны, когда я пишу музыку, то я делаю все ровно так, как считаю нужным, и ориентируюсь только на это. Только тогда в этом есть какая-то правда.

Новости и материалы
Глава МАГАТЭ назвал ситуацию на ЗАЭС тревожной и очень хрупкой
В США предсказали полное обрушение обороны Украины
В ООН высказались о легитимности Зеленского
Россия на треть увеличила в апреле поставки меди, никеля и алюминия в КНР
В России большинство детей не понимают, как управлять своим временем
Названы самые востребованные специализации психологов у россиян
Стало известно об опасениях в США о риске третьей мировой войны из-за Раиси
Госдеп США заявил, что МУС может преследовать Россию, но не Израиль
В Белгороде и Белгородском районе объявляли ракетную опасность
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Все новости