Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы сделали ребенка, которого Сахалин признал своим»

Алексей Агранович и Алексей Медведев рассказали о возвращении на «Край света»

Генпродюсер Алексей Агранович и программный директор Алексей Медведев рассказали «Газете.Ru» о том, как и почему они вернулись на «Край света» в Южно-Сахалинск после двухлетнего отсутствия, а также о том, как кинофестиваль влияет на качество жизни в регионе.

В Южно-Сахалинске 25 августа откроется 7-й кинофестиваль «Край света». Нынешний год для фестиваля особенный — после двухлетнего отсутствия руководить киносмотром снова будет команда продюсера Алексея Аграновича, которая в прошлый раз не смогла достичь необходимых договоренностей с руководством региона.

Жители острова тогда возмутились и устроили скандал в интернете, разругав обновленную концепцию фестиваля. Теперь Агранович и его постоянный компаньон, программный директор Алексей Медведев, вернулись на Сахалин и в преддверии фестиваля встретились с корреспондентом «Газеты.Ru».

— В прошлом году «Край света» проводился без вас и вашей команды. Расскажите, как и почему вы вернулись спустя два года?

Агранович: Предоставляю эту возможность Алексею Медведеву.

Медведев: Мне легко про это рассказывать, потому что я ничего толком об этом не знаю, — у меня большой простор для фантазии (смеется). Если серьезно, то я действительно не в курсе, какие административные или не административные резоны за этим стояли. Но суть заключается в том, что люди привыкли к тому уровню фестиваля, который мы старались обеспечивать несколько лет. И когда у них этот уровень попытались отнять — вероятно, даже без злого умысла, сахалинцы не постеснялись выразить вслух свое мнение.

Агранович: На самом деле в прошлом году был обеспечен вполне достойный уровень, просто фестиваль получился совсем другой.

Медведев: Ну да. Это как другой человек. Представьте, как будто вам в роддоме предложили забрать чужого ребенка — мол, он тоже здоровый, симпатичный и улыбается. Не хочется самим себя хвалить и говорить, что мы сделали офигенный фестиваль, — пусть это скажут другие, если захотят.

Наша заслуга в том, что мы сделали сахалинского ребенка, которого Сахалин признал своим и не захотел менять на какого-то другого.

Агранович: Хочу добавить, что часть фильмов, собранных для прошлогоднего фестиваля, вполне могла показываться и в программе, собранной Лешей Медведевым. Но оказалось, что одни и те же фильмы зритель принимает или не принимает в зависимости от контекста, в котором их показывают. Почему так? Бог его знает. Мне кажется, что причина — в отношении условного киномеханика к людям, которые сидят у него в зале. Разница, по-моему, только в этом.

— Тогда следующий вопрос про кино — видимо, к Алексею Медведеву. Я помню, что в прошлые годы вы строили программу вокруг кинематографа региона — российского и азиатского. В нынешнем году в программе неожиданно много европейского кино. Почему?

Медведев: В любой цепи случайностей всегда можно найти закономерность. Нынешний год выдался на удивление неурожайным на азиатское кино. Посмотрите программы Канн, Сандэнса, Карловых Вар… В Каннах — ни одного китайского фильма, на Сандэнсе — один приличный гонконгский фильм и т.д. У нас в программе будет и «Сеть» Ким Ки Дука, и японское «Наше бегство».

Но в концепции программы из кино стран-соседей так или иначе была пробита некоторая брешь. Сама по себе она стала не проблемой, а знаком к тому, чтобы держать глаза открытыми и искать новую идею. В результате программа собралась из фильмов, поднимающих темы, которые и раньше присутствовали на фестивале, а сейчас просто вышли на первый план. Так возникла аргентинская картина «Почетный гражданин» — о том, как нобелевский лауреат по литературе возвращается в родной городок и сталкивается не с тем, что ожидал. Это такой архетипический сюжет возвращения домой (один из четырех, по Борхесу), который очень важен для Сахалина.

Другая тема — идентификация в постсоветском прошлом. Это вопрос болезненный для всех — в первую очередь, для России и стран Восточной Европы.

Отсюда возникла болгарская картина «Слава», которая, кстати, отчасти перекликается с армянским фильмом «Москвич», любовь моя» — призером двухлетней давности. Отсюда же один из моих любимых фильмов фестиваля — «Женщина со льдом» Богдана Сламы. Этот режиссер, кстати, придерживается своей малой родины. На его счету есть победы на фестивалях второго ряда — в Сан-Себастьяне, например, но знают его не очень хорошо. До нас «Женщину со льдом» показывали только в Трайбеке.

С другой стороны, совершенно неожиданно возникла картина «Молитва перед рассветом» Жан-Стефана Совера. Это такая современная версия «Полуночного экспресса» Алана Паркера — европеец садится за наркотики в тайскую тюрьму и должен выжить в условиях, в которых непонятно, как дышать. Вот так потихоньку собиралась программа и постепенно стало понятно, что общий расклад несколько поменялся. Раньше у нас в конкурсе было три-четыре российских фильма, которые отражались в зеркале азиатского кинематографа, а темой было обретение новой общности.

В нынешнем же году сложилась даже более глобальная перспектива про те проблемы и те радости, которые объединяют всех нас.

— «Край света» два года назад и до этого был не просто кинофестивалем, а куда более широким действом — с воркшопами, выставками и другими активностями, которыми неделю жил Южно-Сахалинск. В этом году все эти программы вернутся?

Агранович: Да, причем еще в большем объеме. Выставки в этом году не будет, но мы будем готовить экспозицию, которую планируем открыть в марте следующего года. Она пройдет в Музее книги А.П. Чехова и будет называться «Сахалин. Автобиография». Подготовка будет происходить следующим образом. Во время фестиваля мы запускаем шесть мастерских.

Три из них связаны с кино — это мастерская для сахалинских кинематографистов «Европеец-азиат», которую мы впервые открыли четыре года назад, анимационная мастерская для детей и кинолаборатория для подростков. Кроме того, будут запущены еще три воркшопа, которые с кино формально не связаны. Первая — это мастерская урбанистики «Сделай сам», которая сосредоточится на выявлении неформальных туристических маршрутов, — по сути, это работа с городской мифологией, с городскими достопримечательностями, о которых знают только коренные жители острова.

Идея в том, чтобы нанести их на карту и как-то маркировать непосредственно в городе.

Будет журналистская мастерская, которую делают ребята из «Арзамаса», посвященная, условно говоря, сторителлингу. И, наконец, будет работать фотомастерская. В общем, эти шесть мастерских начнут работу на фестивале и будут работать как минимум до марта 2018 года, а результат этой работы станет содержанием мультимедийной выставки о том, как современные жители острова рассказывают историю того места, где они живут. Но март 2018 года — не конечная наша остановка на этом пути.

К следующему фестивалю мы хотим запустить, грубо говоря, интернет-путеводитель по острову. Хотя слово «путеводитель» не вполне описывает данный проект, поскольку задача совершенно не ограничивается чисто туристическими и краеведческими рекомендациями. Мы исходим из того, что классические путеводители устарели: набор мобильных приложений реагирует на все изменения оперативнее. Кроме того, сама идея путеводителя предполагает нацеленность на внешнее, туристическое и потребительское внимание. Данный же проект в равной степени предназначен для местного жителя и предполагает его непосредственную вовлеченность в процесс. А главным редактором этого ресурса должен стать Максим Семеляк.

Медведев: Я несколько более тесно связан с мастерской «Европеец-азиат» и могу рассказать, что будет твориться у нас. Несколько лет назад участники мастерской уже снимали фильм на сахалинском материале, а в этом году мы провели небольшой сценарный конкурс и планируем снять еще одну короткометражку на довольно неожиданный и остроумный сюжет — про ожившие памятники.

На острове есть памятники Чехову, Крузенштерну, Невельскому, Пушкину, Гагарину, Ленину, и вот они оживают и пытаются понять, что здесь происходит сейчас, стоило ли открывать этот остров и так далее.

Алексей, кстати, еще не знает, и я его сейчас обрадую. Мне вчера написала творческая группа, сообщив, что мы с ним должны озвучить два главных памятника. Тебе, Алексей, нужно озвучить, если мне не изменяет память, Чехова, а я вижусь нашим студентам в роли исключительно Крузенштерна (смеется).

Агранович: Еще хочу добавить, что мы по-прежнему смотрим вперед и надеемся, что в ближайшее время начнет активную работу Сахалинский кинофонд, одним из направлением деятельности которого будет выделение грантов на создание кинопроизведений сахалинскими кинематографистами. Речь пока, конечно, не идет про полнометражные фильмы, но короткометражки и документальное кино — вполне реальный план. Не хочу сказать, что все это результат только наших усилий, но, так или иначе, эта каша была заварена при нашем участии. В итоге в этом году фестиваль откроется короткометражным фильмом, который снял сахалинец на Сахалине и про Сахалин. Причем это вполне достойное, самостоятельное кино, которое без скидок можно показывать на нашем фестивале.

Медведев: Леша говорит, что про полный метр речь не идет, но я тут хочу вспомнить пример Якутии и ее регионального кинобума. Средний бюджет фильма там до недавнего времени составлял 150 тыс. рублей, и один из таких мастеров снять фильм за копейки — продюсер Марианна Скрыбыкина — приедет на «Край света», чтобы научить этому местных кинематографистов. И конечно, чтобы представить специальную программу якутского кино.

Агранович: Кроме того, в этом году мы продолжим и другие наши традиции. Есть проект «Ночь в театре» — к нам вновь приедет Евгений Гришковец со спектаклем «+1».

Кроме того, в открытии примет участие группа «Чайф», а на закрытие с концертом приедет группа Jukebox.

— Вы сами сказали, что каждый фестиваль — это во многом контекст, своеобразный сюжет. Вы уже в пятый раз делаете «Край света», можете как-то сформулировать, о чем он?

Агранович: Мы про то, как фестиваль может влиять на качество жизни и на создание регионального культурного продукта.

Медведев: Если одним словом, то мы про вовлеченность. Про каждый фестиваль есть какая-то запоминающаяся фишка. В Локарно это сочетание самого высоколобого авторского кино и тысячи людей на площади, которые смотрят абсолютно доступное кино на площади. В Карловых Варах это десятки тысяч молодых ребят со всей Европы, которые спят на стадионе в палатках и занимают ранним утром очередь за билетами.

У нас самое запоминающееся, пожалуй, в том, что каждый пятый-шестой житель Южно-Сахалинска просто приходит на фестиваль. Это не снилось, мне кажется, ни одному городу.

Агранович: Даже если каждый десятый, включая стариков и детей, — уже неплохо.

— В прошлые годы фестивальные показы были бесплатными, эта традиция сохранилась?

Агранович: Пока да. Они будут бесплатными до тех пор, пока мы не столкнемся с конфликтами из-за того, что невозможно попасть в зал. Если что-то подобное начнет происходить, нам придется вводить какой-то ограничитель. Но пока мне кажется, что мы можем себе это позволить.

Медведев: В любом случае, это может быть только какая-то символическая цена — 50–100 рублей.

Агранович: Фестиваль проводится на деньги правительства Сахалинской области, и мне кажется, что оно должно дотировать возможность жителей края встретиться с произведениями искусства. Брать за это деньги мне кажется не очень правильным.

Новости и материалы
Названы лучшие инструменты для создания пассивного дохода в 2024 году
Россиянам рассказали, как и зачем правильно флиртовать
Две страны запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Военный эксперт назвал площадь необходимой «санитарной зоны» на Украине
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
На Украине начнут вручать повестки круглосуточно
Экономист рассказал, как уберечь деньги от инфляции
Россиянам дали пять советов, как продлить срок службы смартфона
Жителей 11 регионов РФ предупредили о пожароопасной погоде
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
Киев попросил США снять ограничения на использование оружия против целей в РФ
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
Все новости