Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Между церковью и сумасшедшим домом

Петрушевская, Букша, Понизовский: новая русская проза на ММКВЯ

Сборник рассказов Людмилы Петрушевской, сатирический роман о полицейском государстве Ксении Букши и путеводитель по сознанию душевнобольных от Антона Понизовского: «Газета.Ru» рассказывает о трех новых русских романах, на которые стоит обратить внимание на Международной книжной выставке ярмарке, проходящей на ВДНХ.

Ксения Букша. «Рамка»


Издательство АСТ, Редакция Елены Шубиной

Дело в новой книге Ксении Букши происходит в ближайшем будущем — очевидно, году в 2018. На Островки, в местный Кремль, из близлежащих городов весь честной люд стекается поглазеть на коронацию нового царя. Но десятка главных героев «звенит» в пропускной рамке и оказывается изолирована в местной церквушке, где им предстоит провести сутки взаперти, выясняя, что же их объединяет.

Отсев происходит как будто случайно. Вокруг ликуют и веселятся мертвые души, а в келье томятся, как предполагается, живые и неугодные новому — до крайности справедливому — правительству: оппозиционный журналист, многодетная мамаша, отнимающая у государства его детей, воротила-бизнесмен, переправляющий санкционные продукты через телепорт, разработчик нормализующих чипов и его тень — абсолютно нормальный человек, женщина, которая хочет родить ребенка от царя и готова добиваться своего силой, роковая красотка-тамада и стареющий хиппи, который умеет предсказывать будущее, француз, работающий с детьми с синдромом Дауна, и старушка, которая разговаривает с собаками.

Этот парад — в целом, наделенный богатейшими литературными возможностями, — увы, растрачивает силы лишь на горстку монологов, из которых становится ясно, что каждый из них неблагонадежен и даже опасен. Тем более, что

граница между нормальностью и общественным безумием в этом мире стерлась благодаря специальным нормализующим чипам, которые новая власть вживляет нерадивым гражданам в головы.

Всем заправляют вежливые, отупевшие до уровня исполнительного, стрессоустойчивого пылесоса полицейские, а народ стабилизирован и доволен жизнью благодаря «позитивке» — успокаивающей мелодии, которая включается в мозгах у лояльных гражданин на ночь глядя для нормализации мыслей и чувств. Текст очень ловко структурирован то ли как поэма, то ли как онлайн-трансляция в твиттере. Но хотя звезда бессмыслицы вроде бы и горит, но делает это как-то блекло –

до политической сатиры эти цветы невинного юмора, признаться, не дотягивают.

То, что должно выглядеть дичайшим сюрреализмом, смотрит унылой обыденностью, — и нормализующие чипы в том числе. В идеале «Рамка» должна была стать жанровым экспериментом, как и «Завод «Свобода»» — остроумный производственный вербатим, с которым Букша получила премию «Нацбест» в 2014 году. Но сатира, слишком тесно связанная с действительностью, неминуемо растворяется в последней, превращая роман разве что в смешную безделку.

Людмила Петрушевская. «Странствия по поводу смерти»


Издательство «Эксмо»

В новый сборник рассказов Людмилы Петрушевской проваливаешься, как в колодец: в мире ее прозы темно, сыро, постоянно кого-то режут, убивают и помещают в коммунальный ад, рвущийся наружу сквозь мнимое благополучие семейной жизни. Кажется, что

горести и напасти Петрушевская коллекционирует как фетиши, взращивая из каждого то рассказ, то почеркушку, а порой и целый триллер.

Каким, например, предстает заглавная повесть «Странствия по поводу смерти». Главная героиня попадает в аварию и чудом спасается, выбравшись из горящей машины и прихватив заодно чужой чемодан с крадеными алмазами. За чемоданом ожидаемо охотятся полицейские, оказавшиеся распоследними бандюганами —

а значит, жди колоритных допросов с пристрастием, ножа у горла, изнасилований и еще бог знает чего.

При этом мир ужасов Людмилы Петрушевской максимально одомашнен и по-своему даже приятен, как камера пыток с выглаженными занавесками в ромашку на окнах. Приступая к ее рассказам, важно помнить, что

за каждой аккуратной дверью живут психопаты, готовые зарезать вас среди ночи, мужья, поколачивающие своих жен, деграданты и прочие тихие, домашние экстремисты.

Вот безответную медсестру Лелю и ее детей, совсем малюток, муж-шизофреник кормит отравленными конфетками, чтобы «освободить» квартиру. Вот Оксане, студентке лесного института, везде чудятся трясуны — коллекторы, преследующие ее родню за долги. Петрушевская глядит на этот мир с иронией, не боясь ввернуть между двумя нуарами рождественскую сказку про воссоединившихся Кая и Герду.

Каким образом Петрушевская умудряется материал, пригодный разве что для программы «Криминальная Россия», превратить в настоящую литературу, от которой захватывает дух, — ей одной ведомо. Но эти рассказы вновь поражают беспроигрышным сочетанием экшена и мелодрамы, трагизма и едва уловимой сказочной атмосферы, распыленной в мире сурового криминала.

Антон Понизовский. «Принц инкогнито»


Издательство АСТ, Редакция Елены Шубиной

В 2013 году роман Антона Понизовского «Обращение в слух» стал литературной сенсацией. Работая над своей дебютной книгой, автор, как гласит легенда, сел в палатке на одном из московских рынков и несколько недель разговаривал с его завсегдатаями. Из этого пестрого материала он состряпал роман, поразивший читателей не столько силой документальной прозы в духе Светланы Алексиевич, сколько концентрацией отступлений о судьбах России и душе народной. Он выглядел странно, дерзко и, в целом, довольно неуклюже, как, впрочем, и любое современное произведение, которое шифруется под восставшего из гроба Достоевского. И этим пленял.

Никто просто не ожидал от тележурналиста, работавшего на НТВ и на Первом канале, замаха на «великий русский роман».

Берясь за «Принца инкогнито», Понизовский вновь обратился к излюбленному им приему «журналист меняет профессию»:

устроился санитаром в психушку, чтобы наблюдать и черпать материал для будущей книги.

Из этого опыта родился один из двух протагонистов романа — бравый медбрат Дживан, надежда и опора областной больницы для душевнобольных «мизераблей», как он называет пациентов. Именно на его крепкие плечи ложится миссия вычислить и наказать появившегося в отделении пиромана, который то дверь кабинета главврача подпалит, то подоконник подожжет.

Социальную драму несбывшихся мечтаний Дживана, который непременно стал бы врачом (и превосходнейшим!), если бы не быт, война и семейные тяготы, оттеняет цветастая, как восточный ковер, история 1908 года, развернувшаяся у берегов Сицилии. На борту броненосца «Цесаревич» простой деревенский паренек Минька встречает «невозможного матроса», с которым пускается в авантюрное путешествие,

чтобы восстановить историческую справедливость и вернуть Испании ее принца, вынужденного путешествовать инкогнито в обществе пьяной матросни.

Постепенно эти две линии сливаются в одну, оттеняя и дополняя друг друга, пока не превращаются в густой поток отборного абсурда. В описании этого сказочного бреда Понизовский идет вслед за литературной традицией, обращаясь то к Саше Соколову, то к Кену Кизи. Однако в его исполнении «испанская» часть «Принца инкогнито» становится похожа разве что на аляповатый восточный орнамент, в котором словеса цепляются друг за друга исключительно в декоративных целях. Чтение это занятное и по-своему околдовывающее, но восхитительно необязательное.

Новости и материалы
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Названы кишечные бактерии, обладающие «опьяняющими» свойствами
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
10-летняя дочь Ким Кардашьян и Канье Уэста дебютировала в «Короле Льве»
Названа возможная причина пропажи карточки Зеленского из базы розыска МВД России
Все новости