Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

10 лучших выставок октября

Гид «Газеты.Ru»: какие выставки стоит посетить в октябре

100-летие революции, пороховая живопись, японский поп-арт, венский модерн — «Газета.Ru» рассказывает о лучших октябрьских выставках Москвы и Санкт-Петербурга.

Москва

Тоска по небу. Центр дизайна ARTPLAY. 12 — 24 октября

Выставка проходит в рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Участники международного проекта из России, Японии, Южной Кореи, Австрии, Венгрии, Чехии, Англии, Дании, Швеции, Польши рассуждают о взаимоотношениях земного и небесного. С помощью современных форм — скульптуры, инсталляции и видео — художники говорят о чувствах и ощущениях, географических поясах, эпохах, культурах и мировоззрениях.

Цай Гоцян. Октябрь». ГМИИ им. А.С. Пушкина. До 12 ноября

Первая выставка знаменитого китайского художника Цая Гоцяна в России. Художник известен своими скульптурами, пороховой живописью и инсталляциями. Специально для Пушкинского музея Цай Гоцян создал серию работ к юбилею революции 1917 года, размышляя о взаимосвязях коллективного и личного, а также о роли личности в истории.

В сквере около главного входа посетителей встречает инсталляция «Осень» — 16-метровая гора из детских колясок, кроваток, люлек и березовых деревьев высотой. Внутреннее пространство музея над Розовой лестницей трансформировано с помощью двухмерной работы «Звук» — шелкового полотна длиной 20 метров с пороховой каллиграфией. На белой ткани отображаются строки из «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой!».

В центре Белого зала зала — инсталляция «Земля», здесь же находятся две пороховые картины «Река» и «Сад», по 20 метров в длину каждая. Потолок заменен на зеркальный, благодаря чему пространство кажется увеличенным вдвое. В зеркалах отражаются «спрятанные» символы: многочисленные изображения людей, чьи портреты являются частью бурной «Реки», маки, гвоздики, советские плакаты, а также сами зрители. Кульминация выставки — видеопроект «Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади». Фейерверки запускают под музыку Чайковского. В конце перфоманса на протяжении 100 секунд на фоне резкой белой вспышки звучит канонада оглушающих взрывов.

Кеичи Танаами. «Страна зеркал». Галерея Гари Татинцяна. До 18 ноября.

Выставка проходит рамках параллельной программы 7-й Московской международной биеннале современного искусства. Кеичи Танаами — художник, иллюстратор, культовый лидер японского поп-арта и популяризатор психоделического искусства в Японии послевоенных лет. Мертвая золотая рыбка, спирали деревьев, рев американских самолетов, лучи прожекторов, охваченный огнем город, толпы бегущих людей, бомбы и взрывы — сюжеты на тему жизни и смерти стали ключевыми в творчестве художника, пережившего Вторую мировую войну в детском возрасте. В 60-е гг. стал успешным иллюстратором и графиком. Работы Танаами, которого называют «японским Энди Уорхолом», представлены в собрании многих музеев Европы и США. С 1991 года преподает в Киотском университете искусств и дизайна. На выставке в Москве можно увидеть живопись, скульптуру и видео-арт художника.

Модернизм без манифеста. Часть 1. ММСИ на Петровке. До 20 ноября.

Шесть кураторов, на протяжении пяти лет исследовавших крупнейшую частную коллекцию отечественного искусства Романа Бабичева, задаются вопросами: нужно ли современному искусствознанию четкое разделение советского архива на «авангард» и «арьергард», где проходит граница между этими понятиями и сколько разновидностей модернизма было в России.

В рамках экспозиции можно увидеть работы звезд: Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина, Надежды Удальцовой и многих других, в том числе не известных широкому зрителю художников. Отдельная часть выставки отведена под скульптуру, станковую и прикладную графику.

Александр Лабас. Октябрь. Институт русского реалистического искусства. До 10 декабря.

Александр Лабас, яркий представитель авангарда 20-30-х годов, выпускник ВХУТЕМАСа, один из основателей группы ОСТ (Общество станковистов), в середине 30-х годов был обвинен в формализме. Его приемы осуждались, а взгляд на революцию 1917 года, не деливший людей на «красных» и «белых», отвергался. Возвращение художника началось лишь в 60-е гг. В 1976 году состоялась первая персональная выставка художника.

ИРРИ показывает графику и живопись Лабаса из цикла «Октябрь». Многие работы выставляются впервые. Кроме того, в экспозиции собраны архивные фотографии 1917-1923 гг. из коллекции Мультимедиа Арт Музея, а также документальные материалы, в том числе личное дело Лабаса из Государственного военного архива.

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена). ГМИИ им. А.С. Пушкина. 10 октября — 14 января.

Первая в России масштабная выставка графических работ крупнейших представителей венского модерна, выдающихся рисовальщиков Густава Климта и его ученика Эгона Шиле. В экспозиции — около 100 работ из собрания венского музея Альбертина, которые относятся к разным периодам творчества художников и представляют разные типы рисунка, в том числе этюды, портреты, наброски обнаженных женских натур.

По словам куратора выставки Виталия Мишина, «для многих российских зрителей выставка станет открытием новых эстетических горизонтов, расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве».

Некто 1917, Третьяковская галерея. До 14 января.

Третьяковская галерея в начале нового сезона, как и многие другие музеи, переосмысливает революцию 1917 года и открывает знаковую выставку осени «Некто 1917». Экспозиция демонстрирует 147 работ из российских и зарубежных собраний, созданных в 1917 году.

В пространстве выставки объединены несколько тематических разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Лица эпохи», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос».

Фигуративная живопись представлена произведениями Б. Григорьева, Б. Кустодиева, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, а беспредметная — работами В. Кандинского, И. Клюна, К. Малевича, Л. Поповой, А. Родченко, О. Розановой и других художников авангарда.

Среди участников выставки: Третьяковская галерея, Русский музей, музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Краснодара, Пскова, Ростова Великого; Центр Жоржа Помпиду (Париж); Тейт Модерн (Лондон); Музей Людвига (Кельн); Тель-Авивский музей искусств; архивы Москвы и Санкт-Петербурга

Себастьян Коупленд. «Чистая Арктика». Центр фотографии имени братьев Люмьер. До 17 января.

Снежные гребни, ледники, айсберги и другие красоты сурового Севера — всего более 60 работ — можно увидеть на выставке известного фотографа, путешественника, полярного исследователя и защитника природы Себастьяна Коупленда.

Он совершил десятки экспедиций по Северному Ледовитому океану, Антарктическому полуострову, полярным районам Норвегии, США, Канады и Гренландии. Кроме того, Коупленд — автор нескольких мировых рекордов, среди которых первый трансконтинентальный переход через Антарктиду длиной 4100 км и продолжительностью 82 дня.

На выставке, помимо фотографий, представлены видеосъемки из экспедиций и документальные фильмы, снятые Коуплендом.

Санкт-Петербург

Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году. Государственный Эрмитаж. 25 октября — 4 февраля.

Государственный Эрмитаж подготовил свою программу мероприятий по случаю 100-летия революции 1917 года. В центре событий — две выставки в парадных залах Зимнего дворца, посвященные музейным зданиям и императорской резиденции в 1917 году.

Экспозиция в Аванзале вспоминает историю Лазарета имени наследника цесаревича Алексея, который был открыт в Зимнем дворце в 1915 году и просуществовал до 27 октября 1917 года. На выставке представлены фотографии, документы, мемориальные вещи, в том числе предметы фирмы Фаберже.

Экспозиция Николаевского зала рассказывает об основных событиях, которые привели к Февральской революции, отречению Николая II и Октябрьскому перевороту. В Концертном зале можно узнать о том, как Императорский Эрмитаж стал Государственным музеем и как отнеслись хранители музея к событиям 1917 года и новой власти.

Культурный парник. Выставка Михаила Казаковцева. Музей современного искусства Эрарта. До 30 октября.

Инсталляции, кинетические скульптуры и трехмерные «картины» можно увидеть на выставке новосибирского художника Михаила Казаковцева в северной столице. Художник обращается к абстракции и пытается понять мир через движение. Круги, прямоугольники и квадраты ищут новые смыслы, а плоская картина превращается в объемную инсталляцию. Направление, ставшее за век, на первый взгляд, близким и понятным, Казаков прячет в «культурный парник», открывая его новые возможности.

На протяжении более двадцати лет каждый новый цикл работ художника становится событием в жизни локального арт-сообщества.

Новости и материалы
В Москве повысится стоимость проезда в городском транспорте
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Представлен клип к саундтреку якутского фильма «Карина»
В Белгородской области объявили опасность атаки БПЛА
Полет турецкого БПЛА в Иране отслеживали более 200 тысяч человек
В КНДР заявили о повышении готовности к ядерному сдерживанию из-за США
В России исключили применение оружия по вертолету президента Ирана
Пожарные локализовали возгорание на востоке Москвы
Сотрудники парижских аэропортов во вторник проведут забастовку
«Ансар Аллах» запустила противокорабельную ракету над Аденским заливом
Путин провел совещание в связи с аварией вертолета президента Ирана
60 российских спасателей присоединятся к поискам президента Ирана по поручению Путина
Эксперт спрогнозировала рост цен на репетиторов иностранного языка из-за ИИ
В двух округах России сохранится холодная погода
Помощник президента Ирана выразил надежду на то, что Раиси жив
В Иране в районе поиска вертолета президента ухудшилась погода
В Москве в течение всей недели ожидается высокое давление
Колумнист журнала Atlantic заявил о гибели Раиси
Все новости