Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Хайфа на хайпе

5 главных фильмов 33-й международного кинофестиваля в Хайфе

КГБ СССР в руинах, «Нелюбовь» по-французски и 65 миллионов мигрантов Ай Вэйвэя: в Хайфе проходит международный кинофестиваль, где показывают 280 новых фильмов со всего мира. В этом году фестиваль был щедр на новые имена — «Газета.Ru» выбрала пять картин, достойных внимания.

NO-ONE

Картина Льва Прудкина начинается в коридорах Лубянки в августе 1991 года. Главный герой — генерал КГБ (Вячеслав Жолобов), карьера которого уперлась в путч. Страна разваливается буквально у него в руках — то же самое происходит и с его семьей: внезапно генерал узнает, что его жена,

талантливая актриса бездарного кино, снялась в высокохудожественном порнографическом фильме и стала любовницей безвестного ялтинского спасателя.

Название «NO-ONE» создатели картины (ее продюсером и сценаристом выступил отец режиссера, бывший замхудрука МХТ Владимир Прудкин) предусмотрительно оставили без перевода: в зависимости от того, каким фильм увидит зритель, оно может трансформироваться из «Никто» в «Никого» или «Некому». Сюжет фильма мог бы быть похож на тысячи подобных, в которых историческая трагедия служит фоном для бытовой семейной драмы. Но, к счастью для режиссера,

с развитием действия его дебютная картина начинает разворачиваться, как мумия, превращаясь в многослойную камерную драму с почти шекспировским финалом.

Герой Жолобова, генерал КГБ, в конце концов теряет не только контроль над происходящим в стране, но и свою генеральскую маску: Прудкин в финале превращает из всесильного силовика его в блистательного актера, который, не имея возможности выходить на сцену, строит театральные подмостки на руинах собственной жизни.

Человеческий поток

Фильм китайского художника Ай Вэйвэя месяцем ранее был представлен на 74-м кинофестивале в Венеции — там картина была в числе самых ожидаемых, хоть и встретили ее прохладно. «Человеческий поток» — масштабная документальная лента о мигрантах:

режиссер работал с огромных количеством материала, его герои — 65 миллионов человек, которые пересекают одну страну за другой прямо сейчас.

Метафора человеческого потока передана режиссером действительно удачно: он снимал свою ленту целый год в 23 странах мира, рисовал мигрантов как обезумевшую реку, выбившуюся из русла, или выделял камерой отдельные лица, вопрошающие: «А как же права человека?».

Ай Вэйвэй признан одним из самых влиятельных в мире художников: для Китая он главный оппозиционер из мира искусства, высказывающийся на политические и социальные темы. Его фильм является продолжением его художественных работ, весомая часть которых апеллирует к массовости и тотальности: гора крабов, куча табуреток, змея из рюкзаков и, конечно, знаменитая инсталляция «Деревья», упрекающая западный мир в скупке дешевых китайских товаров, которые изготавливаются фактически с применением рабского труда. Поток мигрантов в его фильме ощущается зрителем примерно так же: миллионы людей, которые не могут найти себе дом, заявляют о том, что план «глобального мира», который заботится о правах всех и каждого, пока что можно считать проваленным.

Опека

Еще один фильм, который привезли в Хайфу, месяцем ранее получив заслуженные призы на Венецианском кинофестивале. Сюжет напоминает «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, однако французский режиссер Ксавье Легран куда более сдержан и схематичен:

его художественный фильм воздействует на зрителя приемами, которыми обыкновенно пользуются остросоциальные документальные ленты.

При этом действие в картине разворачивается напряженно и даже нервно: семейная пара разводится и суд разрешает отцу, явно склонному к насилию, проводить выходные с маленьким сыном. У ребенка в картине не только нет семьи — режиссер лишает своего маленького героя чувства защищенности и безопасности: мальчик боится отца — и (как выясняется в концовке в духе реалистов братьев Дарден) боится не зря.

В своей картине Ксавье Легран анализирует динамику семьи, проявляя впечатляющую интуицию и сочувствие к своим героям. Результат, по мнению критиков кинофестиваля в Хайфе, завораживает. Кстати, венецианское жюри с ними полностью согласно: фильм получил «Серебряного Льва» за режиссуру и приз Дино де Лаурентиса, отмечающий яркие дебюты.

Молчание Адрианы»

Режиссер Лиccетт Ороcко сняла фильм про собственную тетю, Адриану Ривас — бывшего сотрудника печально известного Управления национальной разведки Чили (DINA), руками которого во времена Пиночета организовывались репрессии и пытки. После того, как Пиночета обвинили в похищении и убийстве сотен граждан Чили, под уголовным преследованием оказались и многие сотрудники DINA — один в один Нюрнбергский процесс.

Адриана была вдовой крупного функционера хунты и работала в Управлении секретарем — после падения режима она эмигрировала в Австралию и получила обвинения в причастности к деятельности секретной полиции Пиночета.

Лиссет Ороско начала снимать фильм, чтобы доказать невиновность своей тети — однако чем больше режиссер погружалась в рассказы бывших сотрудников DINA и историю собственной семьи и страны, тем менее однозначной казалась ей судьба Адрианы. В итоге у нее получился острый фильм-высказывание о противоречиях, доставшихся современному Чили в наследство от военной хунты — на 67-м Берлинском кинофестивале картине дали Киноприз мира.

Молодая женщина^^^

Еще одна дебютная режиссерская работа: француженка Леонор Серай сняла свой фильм в духе легкого, смешного французского кино — за последние несколько лет формат подобных картин превратился в устойчивый жанр и оброс собственной армией поклонников. Героиня картины — классический пример европейского дауншифтинга:

31-летняя Пола решает возвратиться в свою заброшенную парижскую квартиру после нескольких лет скитаний по Европе и расставания с любовником.

Только у французов перспектива жить без гроша в кармане никогда не выглядит, как безысходность — скорее, как шанс начать все с нуля. Пола спешит им воспользоваться и устраивается работать продавщицей нижнего белья в универмаге — современные истории Золушек предполагают, что принца можно встретить с равным успехом как в закусочной, так и на балу.

Фильм был представлен на 70-м Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» — второй по значимости после основного конкурса. Жюри отметили режиссерскую работу Серай: она получила приз «Золотая камера» — одну из самых почетных наград для начинающих кинематографистов, которую обычно дают за дебютный художественный фильм.

Новости и материалы
Шенгенские визы подорожают для россиян
Контейнеровоз, обрушивший мост в американском Балтиморе, убрали
Предполагаемые террористы из «Крокуса» не стали обжаловать продление ареста
Маск высказался за участие Кеннеди-младшего в дебатах с Байденом и Трампом
Лидер КНДР выразил соболезнования в связи с гибелью президента Ирана
Экс-игрок «Байера» пожелал Миранчуку хорошей игры в финале Лиги Европы
Стало известно, когда Евросоюз утвердит решение по доходам от активов России
Байден не счел происходящее в Газе геноцидом и отверг обвинения МУС в адрес Израиля
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Все новости