Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Театр для внутреннего ребенка

В прокате фильм «Парижская опера» Жана Стефана Леброна

В прокате фильм «Парижская опера» Жана-Стефана Брона — блестящая картина о жизни самой престижной музыкальной сцены мира, доставшаяся кинотеатрам в наследство от кинопрограммы фестиваля современного танца «Контекст».

Директор Парижской оперы Стефан Лисснер берет телефонную трубку — на том конце молодой певец из Оренбурга Михаил Тимошенко. Лисснер сообщает ему, что он принят в качестве солиста. С той стороны потрясенное молчание, а потом сначала сдавленные, а потом искрящиеся радостью слова благодарности (и обещание выучить еще и французский вдобавок к немецкому и английскому). Затем камера отправляется по другим этажам.

Вот прославленный итальянец Ромео Кастелуччи репетирует своего «Моисея и Аарона», и требует, чтобы на сцену вывели живого быка.

Вот мы наблюдаем, как происходят занятия для детишек в школе «Маленькая скрипка» — очаровательные чернокожие детки сидят в рядок с альтами, скрипками и виолончелями и с очаровательной робостью извлекают ноты в унисон. А вот отправляемся в танцевальные классы, где готовятся к премьере балерины — а после выхода дышат тяжело, как после километрового забега.

Никаких восторженных соплей — за те полгода, что камера режиссера Жана Стефана Брона гостила в самом, вероятно, прославленном музыкальном театре мира, и внутри ее стен, и снаружи случилось многое. Внутри — две забастовки подряд: если со стачкомом артистов хора удалось договориться, то

во время общенациональной стачки пришлось заменить полноценное представление концертным исполнением арий.

Пришла беда, отворяй ворота — балетмейстер Бенджамин Мильпье решил уволиться и застыл на полдороги: камера подсматривает за тем, как директор просит — весьма маститого, надо сказать — хореографа перестать колебаться и принять, наконец, решение. Оренбуржец Миша, всю картину улыбавшийся и разговаривавший на разных языках, выходит в гримерку после исполнения арии на концерте

и произносит понятное русскому зрителю без перевода слово «хреново».

Снаружи тоже неспокойно — вот происходит теракт в парижском зале Bataclan на концерте группы Eagles of Death Metal, и Лисснер выходит к публике, чтобы объявить минуту молчания; за эту минуту камера успевает пройти по всем цехам театра и заснять застывших поваров, охранников, портних, костюмерш…

В то, что смотришь документальное кино, плод шестимесячного неслышного и невидного пребывания съемочной группы за кулисами великого театра, верится не сразу. Поначалу кажется, что перед тобой мокьюментари — имитация документальности. Действие разделено на три основных потока по трем основным локациям — оперная труппа, балетная труппа и «Маленькая скрипка», и в каждом действие развивается от суровых будней и сюжетных извивов внутренней жизни коллектива к радостным премьерам. Всех их объединяет фигура Стефана Лисснера - пожилого человека с живым лицом, совсем недавно возглавившего этот большой театр и вынужденного лавировать между забастовками, увольнениями, протестами, да еще и давлением сверху

(в одной из сцен показано, как он вместе с директоратом вынужден решать вопрос — поднимать цены на билеты с земных до вполне заоблачных или вместо этого сократить труппы).

Но впечатление, что именно он является главным героем — обманчиво.

Главный герой здесь назван в заглавии — это сама Опера. При этом

режиссер как будто придумал себе персонажа, маленького любопытного ребенка, который остался без присмотра и пошел гулять по театру;

никому не мешающий, но и незаметный. Его глазами камера с благоговением будто бы подсматривает за разворачивающейся жизнью людей в искусстве — он как будто сидит рядом с администратором, вызывающим артистов на сцену, вот тихонько прошел в танцкласс, забежал поглазеть на работу костюмерного цеха; в кабинет директора, в очередной раз вынужденного разруливать непростые, описанные выше ситуации. Время от времени камера берет крупные планы — и тогда становится видно, как нервничает Лисснер, как едва заметно злится Ромео Кастелуччи, как переживает ассистентка, встречающая оперную приму за сценой с влажными салфетками, как закусывает губу от досады оренбуржец, обладатель бархатного тенора Миша Тимошенко.

И именно это детское благоговение перед театром вкупе с обретаемым в процессе смотрения знанием о том, из какого сора растет искусство и какие шестеренки вращают театральную машину, постепенно и безо всякого насилия передается зрителю. И если вы никогда не любили оперу и балет, то на «Парижскую оперу» стоит взять с собой своего внутреннего ребенка.

Новости и материалы
В Германии запретил продажу смартфонов и ноутбуков Lenovo
«Серьезные ожоги»: Лолита травмировалась во время садоводства в Болгарии
В Белгороде снова объявлена ракетная опасность
Теперь на iPhone можно официально играть в любые игры с PlayStation
Врач назвал полезные виды фастфуда
Терапевт Асанов: салаты и роллы с курицей — полезный выбор в фастфуде
Тело восьмого погибшего достали из-под завалов жилого дома в Белгороде
Зеленский назвал самые «жесткие» места боев
Продюсер раскритиковал судей «Евровидения» за игнорирование участницы из Израиля
ВСУ атаковали поселок Теткино в Курской области
Звезда сериала «Горький 53» рассказал, не мешает ли его работе перенесенный дважды инсульт
Названы два продлевающих жизнь доступных продукта
Apple готовит революционное обновление Siri на основе генеративного ИИ
Володин призвал полностью перестроить работу Министерства спорта
Названа вредная привычка, помимо курения, которая вредит легким
Врач Стружко: злоупотребление алкоголем повышает риск туберкулеза
В Донецке мирный житель пострадал при детонации взрывного устройства
iPad Pro c M4 оказался мощнее новейшего MacBook Air
Ольга Орлова ответила, поддерживает ли связь с Губиным
Джокович рассказал, что он чувствовал после попадания бутылкой в голову
Все новости