Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Господдержка необходима»: Юлиана Слащева о будущем анимации в России

Глава «Союзмультфильма» об условиях существования мультипликации в стране

Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева рассказала «Газете.Ru» об основных направлениях развития мультипликации в России, будущих проектах студии и месте российской анимации в мировой индустрии.

— Креативная экономика, о которой вы в последнее время много говорите в своих выступлениях, имеет одновременно коммерческую и культурную ценность. Какие можно выделить тренды по стимулированию творческих индустрий в интересах экономики?

— Креативные индустрии, которые включают в себя современное искусство, анимацию, моду, архитектуру, промышленный дизайн и еще целый ряд творческих отраслей, по своей сути построены на взаимной интеграции, на первый взгляд не связанных сфер деятельности и поиске новых подходов в решении привычных задач. Так, например, на сегодняшний день есть успешные примеры использования видеоконтента в театре, балете, или тех же анимационных образов — в индустрии моды, промышленном и городском дизайне.

На сегодняшний день есть необходимость в создании единой платформы для коммуникации креативных индустрий, стимулирования кооперации в этой сфере. Я думаю, что России необходима отдельная структура по развитию и продвижению креативных индустрий, в том числе международному. Тогда мы сможем системно продвигать отечественные таланты и контент на международном уровне.

Второй важный тренд — определенность правовых условий и правил игры, в которых существуют творческие индустрии. Гарантированная защищенность интеллектуальной собственности в разы повысит статус работников креативных индустрий и выведет их на новый уровень. Сегодня мы в анимации и кино очень страдаем от пиратства и недобросовестного использования наших персонажей.

Ну и конечно трансформация существующих образовательных условий и социальных лифтов в сторону профессий креативной сферы также можно назвать необходимым условием развития.

— На ваш взгляд, как влияют технологии и цифровизация на творчество? Это, скорее, естественное явление нашего времени или искусственно насаждаемый тренд?

— Важно, чтобы те же технологии естественно встраивались в творческий процесс, предоставляя ему новые инструменты.

Приведу пример с российской анимацией. Она обладает колоссальным творческим потенциалом во многом благодаря особому пути развития, который прошла в советское время. Были созданы сотни авторских техник — такого нет нигде в мире.

И сейчас для выражения своих креативных идей нашим авторам нужны практичные и желательно несложные технологические решения. Их поиск уже ведется — эта задачу мы в «Союзмультфильме» как раз решаем с помощью совместных проектов с разработчикам программного обеспечения. Так что, технологии могут встраиваться и обслуживать решение конкретных творческих задач. Уверена, существует и обратный процесс, в котором креативный подход помогает добиться технологического прорыва. Это взаимодополняющие вещи, которые способны взаимовыгодно катализировать развитие.

— Какую модель развития креативных индустрий (пример какой страны) актуален для России? Или их модели развития уникальны для каждой страны?

— Безусловно, на данном этапе стоит использовать опыт и практики других стран для формирования собственных креативных индустрий. Так, создавая технопарк на базе «Союзмультфильма» мы берем за основу модели азиатских стран: КНР, Южной Кореи, которым удалось добиться существенных успехов в развитии индустрии, выстраивая систему при которой взимодействуют мейджор и небольшие авторские студии. Последние получают возможность работы на высоком технологическом уровне, а лидеры индустрии — новые идеи, подходы, новое качество кадров. При этом Россия в разы больше Южной Кореи, которая уже очень эффективно выстроила у себя анимационную отрасль, а значит, нам еще только предстоит исследовать свои возможности, которых может быть невероятное множество, учитывая региональное многообразие нашей страны. Я думаю, именно здесь кроется богатейший потенциал.  

— Могут ли креативные индустрии развиваться без государственной поддержки?

Чисто теоретически могут, однако на практике особенно в нашей стране у бизнеса пока нет устоявшейся привычки, традиции обращаться к креативному ресурсу для решения конкретных задач. Инвесторы пока еще настороженно относятся к творческим индустриям, поскольку у них элементарно нет опыта получения прибыли таким способом.

Если мы возьмем ту же анимацию, то здесь нетривиальность будет в том, что вложенные средства могут окупиться лишь спустя несколько лет — в силу особенностей производства, которое длится дольше, чем в других сферах, плюс еще раскрутка бренда, формирование его узнаваемости. Не каждый инвестор позволяет себе такие ходы.

На данном этапе, я считаю, государственная поддержка просто необходима — для формирования отрасли и серьезного качественного рывка. В идеале это должна быть системная программа государственной поддержки, рассчитанная минимум на 10 лет.

Это нормальная практика, во многих странах, даже с развитой анимационной индустрией, как например, в США существуют различные инструменты государственного участия.

— Какое место занимает мультипликация на российском рынке креативных индустрий? Какое влияние на мультипликацию оказывают новые формы распространения и потребления контента?

— Традиционно так сложилось, что в России очень любят анимацию — пожалуй, только в США и Японии мультфильмы имеют сравнимую популярность. Плюс к этому отечественная мультипликация уникальна тем, что долгое время развивалась во внерыночных условиях, тренируя как раз «творческую мышцу». Как итог — накопленный потенциал сейчас уже начал монетизироваться в виде мирового коммерческого успеха наших анимационных франшиз, особенно на азиатском рынке. Поэтому бизнес сейчас присматривается к мультипликации, возможности которой в силу специфики действительно, безграничны. Анимация может создавать любые формы, и миры, говорить на универсальном языке, понятном во всех уголках мира. В этом смысле нашей индустрии проще встраиваться в актуальные формы медиапотребления, которые, безусловно, задают новые тренды.

Так, аудитории сейчас все более сегментируются и требуют индивидуально заточенных продуктов и интерактивного взаимодействия. Анимация может все это предложить.

У нас в «Союзмультфильме», например, есть идеи по использованию анимации в технологиях дополненной реальности. Это может быть система городской навигации или инструмент вовлеченного изучения истории.

Так, с помощью технологии motion capture («захват движения»), которую мы применяем при съемке фильмов, можно, например, стать непосредственным участником легендарных исторических событий.

— Тема развития человеческого капитала — одна из ключевых на IPQuorum 2019. На ваш взгляд, какое влияние оказывает человеческий капитал на эффективность и эволюцию творческих индустрий?

— Человеческий капитал, его состояние, навыки, безусловно, можно назвать основным инструментом такой эволюции.

Творчество — качество, присущее исключительно человеку, и, я думаю, в ближайшие десятилетия вряд ли будет создан робот, который будет так преобразовывать мир, как делает это человек-творец. Именно поэтому стоит настроить систему образования и трудоустройства с учетом необходимости получать и реализовывать навыки в креативной сфере. Я уверена, что многие профессии будущего будут формироваться, исходя из запроса на умение находить варианты решения задач именно творческим способом. Остальное под силу сделать машинам.

Новости и материалы
Подросток из Екатеринбурга угрожал сверстникам стрельбой в школе
В ЦБ описали сценарий повышения ключевой ставки
Звезда «Кухни» показал подросшего сына от Татьяны Арнтгольц
Правительство поддержит ипотеку на новых территориях и Дальнем Востоке
Оппозиция уверена, что Украина превращается в милитаристскую автократию
Суд изберет меру пресечения журналисту Forbes Мингазову в субботу
Названа дата суперфинала Кубка России по футболу
На Камчатке спасатели выехали на поиски людей в Охотском море
Мама спасшего людей в «Крокусе» подростка рассказала о звонке из администрации президента
Министр обороны Ирана рассказал о новом уровне отношений с Россией
В Польше обещали не лишать защиты украинцев без паспорта
Названа причина задержания журналиста Forbes
Правительство РФ предложило применять оружие против должников
Названы минусы внедорожника Lada Niva Travel
Названо лучшее вино для употребления с шашлыком
Нарколог Исаев: к шашлыку лучше взять безалкогольное красное вино
Шойгу рассказал об интересах России в отношениях с Пакистаном
Российский посол предупредил о возможной провокации Киева с отравляющими веществами
Девушка попала в реанимацию, выпив в аэропорту кофе из автомата
Все новости