Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Толя робот»: остроумный и нужный сериал о людях с инвалидностью

Сериал «Толя робот»: как смешно рассказывать о людях с инвалидностью

20 мая стартует комедийный сериал «Толя робот» от авторов «Я худею» Алексея Нужного и Николая Куликова. В нем Александр Паль играет юношу из подмосковных Электроуглей, которому устанавливают бионические протезы вместо потерянных конечностей. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков рассказывает о том, как Нужный и Куликов продолжают весело и ярко учить людей толерантности.

Уж простите, но этот каламбур напрашивается сам собой: режиссер Алексей Нужный снимает очень нужное кино. В прошлом году вместе со сценаристом Николаем Куликовым он сделал комедию «Я худею» с Александрой Бортич — фильм, который учил принимать и любить себя и свое тело таким, какое есть. Не без огрех, конечно (в конце героиня все-таки сбрасывает вес), но жаловаться не хочется: в конце концов, на эту тему ни на больших, ни на малых экранах у нас вообще не говорят. Пока Нужный и Куликов писали сценарий к «Я худею», вспомнилась еще одна острая тема, практически полностью игнорируемая кино- и телеиндустрией.

Бодипозитивная комедия — штука важная, но, пожалуй, не самая сложная с точки зрения реализации. Не так трудно подобрать правильные слова для того, чтобы объяснить кому-то, что он красив сам по себе. Разговор о людях с ограниченными возможностями здоровья вести намного сложнее, но «Толя робот» (режиссер настаивает именно на таком написании, без дефиса) справляется с этим с завидным проворством.

Используя легковесный юмор как основное оружие, сериал то и дело аккуратно выстреливает короткими лозунгами-хэштегами. «Не инвалид, а человек с инвалидностью», — бросает герой Александра Паля вороватому руководителю местной управляющей компании Эльдару Рахмановичу (его играет Азамат Мусагалиев из «Интернов»). «Мы нормальные. Я нормальный», — объясняет Толя безответно влюбленной в него сиделке Люде (Валентина Мазунина).

Понятно, что многое тут условно, а что-то и вовсе тянет на утопию. Понятно, что получить дорогостоящие бионические протезы по квоте — это скорее сюжет для фантастического романа. Понятно, что настоящая Россия за пределами МКАД — это из работ Андрея Звягинцева, и не может она походить на весенний Нью-Джерси. Но «Толя робот» и не пытается рассказать, как тяжело живется людям с инвалидностью в этой стране (тут, в целом, все всем и так ясно). Его задача в другом: осторожно, по кирпичику разобрать пузырь стигмы, существующий вокруг людей с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с миловидным языком повествования из «Я худею» в «Толю робота» перекочевали и некоторые актеры. Евгений Кулик играет здесь примерно того же самого героя, только чуть более неотесанного и грубоватого. Делает он это, впрочем, с большим удовольствием: если все и дальше будет развиваться подобным образом, в лице Нужного и Кулика мы вскоре можем обнаружить наших собственных Тодда Филлипса и Зака Галифианакиса. Еще один доставшийся сериалу в наследство артист Михаил Орлов тоже пришел не с пустыми руками и прихватил с собой образ простодушного мужичка со страстью к алкоголю.

Но в первую очередь «Толя робот», безусловно, держится на Александре Пале. Его Толя и прописан, и недописан — таким образом, чтобы ни у кого не возникло труда представить себя на его месте. Мы мало что о нем знаем — по примеру леджеровского Джокера он раз за разом плетет новые байки о том, что произошло с его конечностями. Залило радиоактивной водой в Чернобыле. Ливанские талибы (организация запрещена в России) недочетвертовали с помощью джипов. Это не так уж и важно.

Важно то, с какой смесью саркастичности и оптимизма он смотрит на окружающий мир. В силу определенных обстоятельств он становится для жителей своего ветхого дома эдаким Дядей Степой поневоле. То снимет котенка с дерева (да, избито, но уместно), то кое-как вытравит пчел с чердака.

«Толя робот» не силится выдать себя за «Повесть о настоящем человеке» образца XXI века — хотя дважды вспоминает о ней. Первый раз — в больнице, где нас пытаются убедить в том, что 50-летний военный мог ни разу не слышать о книге Бориса Полевого. Вторая аллюзия уже не так очевидна, но снящийся персонажу Паля танец не может не вызвать в памяти один из ключевых эпизодов «Повести», А незадолго до этого Толя, как и Алексей Мересьев, стремится доказать врачам, что ему все под силу. И ему, кажется, действительно все под силу. Нет сомнений в том, что желанная Маша (Маргарита Аброськина) в результате обратит на него внимание. Но сначала ей нужно многому у него научиться.

Первая серия «Толи робота» выйдет на ТНТ 20 мая.

Новости и материалы
Жители освобожденной части Харьковщины спрашивают, как получить паспорта РФ
В Якутии затопило семь сел
Россиянам дали советы, как правильно загорать летом
Бойцы группировки войск «Восток» за сутки уничтожили до 125 солдат ВСУ
Российские военные могут получить миллионы рублей за важный трофей из зоны СВО
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Синоптики назвали регионы РФ, где на выходных ожидаются заморозки
Зеленский заявил, что ограничения Запада дают преимущество России в конфликте
Бросившего гранату в мобилизованных сержанта признали виновным
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Собравшиеся в центре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Все новости