Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Меня убили»: как травили Спивакова в СССР и США

Доносы, бомбы и Довлатов: Владимиру Спивакову — 75

Несмотря на международный успех, который сопутствовал выступлениям советского скрипача и дирижера Владимира Спивакова за границей, к началу 1970-х годов стараниями недоброжелателей музыканту был закрыт выезд из СССР. Когда же ему удалось добиться ослабления давления на родине, следующий удар пришлось отражать уже совершенно с другой стороны — на концерте в Нью-Йорке местные активисты швырнули в него банку краски, снабженную небольшим взрывным устройством. «Газета.Ru» рассказывает подробности об инциденте, который принес музыканту звание «Заслуженного артиста СССР» и был увековечен Сергеем Довлатовым.

История всемирной славы скрипача и дирижера Владимира Спивакова, отмечающего 12 сентября 75-летие, берет свое начало еще в середине 1960-х — первым заграничным концертом стало выступление на международном конкурсе скрипачей и пианистов в Париже, где он занял третье место.

После такого успеха последовали концерты в Венгрии, Италии и Канаде, что по меркам эпохи «железного занавеса» говорило о высоком уровне доверия к музыканту, еще даже не окончившему Московскую консерваторию (которого, тем не менее, сопровождали в поездках сотрудники ЦК ВЛКСМ).

«Владимир Спиваков принадлежит к числу лучших молодых представителей советского исполнительского искусства, снискавших себе популярность и любовь среди любителей музыки многих стран. Его игру характеризует тонкое и глубокое понимание стиля исполняемых произведений, благородный вкус, безупречное виртуозное мастерство, яркий художественный темперамент», — отзывался о нем Давид Ойстрах, оказавший влияние на самого Спивакова.

Однако в начале 1970-х его вдруг перестали выпускать из страны, несмотря на приглашения от звезд первой величины, таких как Герберт фон Караян. Запрет на зарубежные концерты продержался три года. О причинах такого решения партии он с иронией говорил в интервью «Итогам»:

«Разве не слышали поговорку, оставшуюся с советских времен? На вопрос warum? есть ответ — darum. Игра слов на немецком: «Почему?» — «Потому!» Никто не опускался до объяснений причин отказа. Чести много! Компетентные органы знали, что делали, и решения не комментировали»

Как позднее рассказал ему искусствовед Виталий Вульф, в архивах Министерства культуры, куда ему удалось попасть, под грифом «для служебного пользования» он обнаружил «массу доносов» на Спивакова. Дирижер отметил, что предпочел «остаться в неведении, чтобы не потерять веру в человечество», однако признался, что одного «стукача» все-таки раскрыл: «Он сам себя выдал. Это был профессор Московской консерватории, фамилию которого называть не хочу. Вроде нам и делить-то было нечего, но человек не мог спокойно жить, когда слышал о Спивакове. Все банально: ревность, зависть... Сальери жив, он никуда не исчез. Дважды в жизни мне пришлось сказать, глядя в глаза визави: «Вы негодяй и подлец»

Перелом наступил благодаря композитору Тихону Хренникову, который занимал пост первого секретаря Союза композиторов. Благодаря включению в репертуар его композиций Спиваков смог снова добиться разрешения на выездные концерты и в 1975 году с успехом отыграл в Линкольн-центре, где был удостоен оваций от нью-йоркской публики.

Однако уже через два года, во время его выступления в Карнеги-холле, произошла провокация, которую устроили активисты Лиги защиты евреев, требовавшие от СССР прекратить строить помехи для выезда своих граждан на историческую родину в Израиль.

«Многих людей, подавших на выезд, не выпускали из страны, и в Америке очень активизировалась Лига защиты евреев, устраивавшая всевозможные акции при появлении представителей СССР. Перед выступлением Спивакова у входа в концертный зал стояли пикеты, призывавшие публику бойкотировать концерт советского скрипача, «засланного в США КГБ», — рассказывала в своих воспоминаниях «Не все» жена музыканта Сати Спивакова.

Концерт проходил 7 ноября — в день празднования великой Октябрьской социалистической революции. Во время исполнения «Чаконы» Баха один из зрителей бросил в Спивакова трехлитровую банку с красной краской.

«Он согнулся в три погибели, первая мысль была: «Меня убили». Перед глазами — красные потеки: кровь! Володя услышал единый вскрик зала и почувствовал запах краски, химии. Как потом выяснилось, это была пластиковая бомба. Увидев, что скрипка и смычок залиты краской, поняв, что он жив, Спиваков подумал: «Суки, так просто вы меня не возьмете». Стал распрямляться и, остановившись лишь на долю секунды, продолжал играть «Чакону», — рассказывала позднее его жена.

В зал ворвались охранники и задержали провокатора, а па последних нотах произведения три тысячи слушателей встали, чтобы аплодисментами продемонстрировать свое уважение к стойкому музыканту.

«Во время перерыва мне предложили сменить одежду. Но я сказал: «Нет уж, вы меня так обделали, будете терпеть до конца концерта». Передо мной извинялся мэр Нью-Йорка, извинительную телеграмму прислал Киссинджер, а «Дженерал Моторс» подарил американский автомобиль», — вспоминал он.

Полученный в подарок автомобиль Спивакову удалось переправить для личного пользования в СССР, а испачканную красной краской рубашку он решил не стирать и сохранил на память о произошедшем. История имела большой резонанс и даже попала в один из рассказов Сергея Довлатова:

«Начался концерт. В музыканта полетели банки с краской. Его сорочка была в алых пятнах. Спиваков мужественно играл до конца. Ночью он позвонил Соломону Волкову. Волков говорит: «Может, после всего этого тебе дадут «Заслуженного артиста»? Спиваков ответил: «Пусть дадут хотя бы «Заслуженного мастера спорта»

Несмотря на то, что провокация оставила неприятный отпечаток на психике музыканта (он признавался, что десять лет не мог играть «Чакону» со сцены из-за пережитого шока, «слышал каждый шорох в зрительном зале»), к довлатовской зарисовке он отнесся с симпатией.

«Я не просил его об этом. Но довлатовская ирония хорошо известна. А я иронию люблю и ценю. Художник без нее не может достичь серьезных высот. А вообще, ну что — смешно!» — говорил он в интервью VTBrussia.ru.

На следующий год предсказание Волкова сбылось — Спиваков был представлен к званию Заслуженного артиста в 1978 году, а в 1979 году получил возможность основать свой знаменитый камерный оркестр «Виртуозы Москвы», руководителем которого остается и сейчас — спустя 40 лет после громких событий тех лет.

Новости и материалы
В Сумах произошел взрыв
Портативную консоль Asus ROG Ally 2024 покажут в июне
Названы лучшие гаджеты Apple по версии пользователей
В Москве задержан устроивший стрельбу на Коровинском шоссе
Российская фигуристка выложила необычное селфи
Недорогой смартфон Google будут обновлять на протяжении семи лет
ХАМАС готов освободить 33 израильских заложника
Бойца ВСУ застрелили сослуживцы за съемку позиций
На Эльбрусе нашли двух потерявшихся туристов
Меган Фокс и Machine Gun Kelly решили вернуть отношения с помощью психолога
В Белгороде отменили ракетную опасность
«Жирона» впервые в истории вышла в Лигу чемпионов
Благодатный огонь доставили в Россию
Лара Крофт в следующей части игры отправится в Индию
Россиянам назвали продукты, снижающие кровяное давление
Биолог Лялина: бананы и другие богатые калием фрукты помогают снизить давление
Врач рассказал, сколько шашлыка можно съедать за раз
Токсиколог Кутушов: разовая порция шашлыка не должна превышать 250 граммов
На Украине назвали условие для ввода иностранных войск в страну
В Белгороде и Белгородском районе запущена сирена ракетной опасности
Все новости