Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

От Кобзона до Rammstein: как Пахмутова сочинила советский стиль

Александре Пахмутовой исполнилось 90 лет

С наступлением «оттепели» популярное искусство в СССР изменилось до неузнаваемости — отказ от индивидуальности, критика «мелкобуржуазных» ценностей и требование жертвенности во имя страны стали все чаще уступать место лирическим сомнениям, наивной романтике и ощущению освобождения после затянувшихся «заморозков». Идеальное воплощение новый стиль нашел в музыке Александры Пахмутовой. «Газета.Ru» рассказывает, как ее песням удалось получить народный статус.

Народная артистка СССР, композитор и автор музыки к сотням советских песен, ставших символом своей эпохи, Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом (с 1956 года — Волгоград), ее отец занимал должность секретаря РКП(б) Ново-Отраднинского райкома, а мать самостоятельно выучилась на парикмахера.

По вечерам родители Пахмутовой посещали местный клуб, где показывали немое кино, под которое отец девочки импровизировал на пианино и даже стал местной знаменитостью. Игре на музыкальных инструментах он обучал и своих детей. Уже в возрасте трех лет Пахмутова могла воспроизвести мелодии со слуха. Первую фортепианную пьесу «Петухи поют» она написала в возрасте пяти лет.

С семи лет девочка начала основательно заниматься музыкой — сначала под руководством отца, позднее ее отдали в Сталинградскую музыкальную школу, куда матери приходилось возить ее на поезде за 18 км три раза в неделю. Первым серьезным появлением на сцене для нее стало выступление на вечере памяти Ленина в бекетовском клубе 21 января 1938 года, когда Пахмутова вместе с отцом в четыре руки сыграли первую часть одной из симфоний Моцарта.

Утром 22 июня 1941 года в городском театре Сталинграда было объявлено о начале выступления лучших учеников музыкальной школы. Концерт начался в 10 утра, Пахмутова вышла на сцену одной из первых со своими собственными композициями. Уже в 12 часов стало известно о начале наступления немецких войск на СССР.

Их семью эвакуировали в Караганду в 1942 году. Из-за отсутствия на новом месте жительства рояля, полтора года Пахмутова использует вместо него аккордеон, чтобы не бросать занятия музыкой. В 1943 году ей удалось договориться с отцом взять ее вместе с собой в Москву, куда тот ехал по служебной командировке.
<1>
«Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической продвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив», — говорилось в заключении комиссии педагогов Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.

В 1953 году она окончила композиторский факультет Московской государственной консерватории, где большое внимание уделяла фольклору — она работала над обработками народных песен для голоса с фортепиано, сочиняла миниатюры для струнного квартета на народные темы, часто обращалась к напевам.

Начало активной работы Пахмутовой как композитора началась вместе с «оттепелью». Первую широкую известность принесла ей «Песня о тревожной молодости», вошедшая в фильм «По ту сторону» 1958 года.

Через четыре года на экраны выйдет один из знаковых для начала советских шестидесятых фильм «Девчата». Песни из него надолго стали народными шлягерами и вошли в постоянный костерно-палаточный романтический репертуар молодежи тех лет.

Вместе с Иосифом Кобзоном Пахмутова совершила поездку по городам и новостройкам Сибири для исследования нового материала. Тема рабочего товарищества, романтика освоения новых территорий и строительства нового мира, «социализма с человеческим лицом», становится одним из главных лейтмотивов ее творчества.

Творческим результатом экспедиции стал цикл «Таежные звезды» из тринадцати песен с говорящими названиями – «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Звезды над тайгой», «Девчонки танцуют на палубе», «ЛЭП-500» и др.

В 1965-1966 годах Пахмутова работала над циклом «Обнимая небо», в который вошел ее главный хит — композиция «Нежность», завоевавшая народную любовь в исполнении Майи Кристалинской.

В 1967 году песня утвердила статус всесоветского хита вместе с выходом фильма «Три тополя на Плющихе», где ее исполнила Татьяна Доронина. «Нежность» звучала в картине как песня уже известная зрителю, и в исполнении главной героини она окончательно приобрела «простонародный» оттенок.

Эта песня стала одной из любимых у советских космонавтов и лично у Юрия Гагарина. В 1971 году Пахмутова посвятила ему новый песенный цикл, куда вошла в том числе и песня «Знайте, каким он парнем был» («Он сказал «Поехали!» / Он махнул рукой»).

Постепенно Пахмутова стала одним из главных, если не главным, композитором, которая была ответственна за формирование музыкального облика СССР. Ее темы отражали официальные установки своего времени — воспевание людей героических профессий, сохранение памяти о войне, любовь к стране, возврат «к ленинским нормам». С 1968 по 1991 годы она была секретарем правления Союза композиторов СССР.

Большое значение в том, какую роль сыграла Пахмутова, имела простота и доступность ее творческого метода.

«Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию. Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый «скандеж», то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне. Есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным», — говорила она.

Сложность политической оценки ее эпохи вместе с наивно-пронзительным, почти детским мелодическим лиризмом, подарила песням Пахмутовой вечную жизнь, сделав их желанным «сырьем» для других художников и музыкантов, осмысляющих советское прошлое или эстетику искусства тоталитарных государств.

Помимо популярных эстрадных исполнителей, жанрово родственных Пахмутовой, ее песни часто звучат в исполнении совершенно других направлений. Ее композиция «Звездопад» дала название альбому каверов на советские шлягеры группы «Гражданская оборона», а «Песня о тревожной молодости» часто звучит в конце выступлений Rammstein.

После перестройки Пахмутова продолжила творческую активность. Она заседает в качестве члена жюри в музыкальных фестивалях, курирует конкурс «Надежда» в Нижнем Новгороде и дальневосточный проект «Белый пароход».

С 1999 по 2014 год она была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, а в 2018 году в эфире Первого канала вышел фильм «Крепкая броня», для которого она написала песню «Курская дуга» на текст своего мужа, Николая Добронравова.

Новости и материалы
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
В Армении объяснили запрет на въезд в село Киранц на границе с Азербайджаном
Одна из поисковых бригад достигла места крушения вертолета президента Ирана
«Балтика» проиграла «Ростову» и осталась в зоне вылета из РПЛ
Иранский аятолла провел экстренное заседание после крушения вертолета Раиси
Все новости