Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У коми-пермяков две души»: шаман рассказал об истоках сериала «Территория»

Чудь, Пам, икотка и другие легенды коми-пермяков в сериале «Территория»

Мини-сериал «Территория», чье действие разворачивается на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, посвящен местным сказаниям и легендам. Они послужили основой для жанровой составляющей телехоррора и оказались тесно вплетены в сюжет. Коми-пермяцкий шаман (тöдiсь) и краевед Василий Гагарин рассказал «Газете.Ru» о мифах, которые были использованы при создании проекта.

В центре сюжета нового хоррор-сериала «Территория» — история 19-летнего Егора Чудинова и его дяди, которые отправились на поиски родителей подростка, пропавших в ходе этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться не только с обычными препятствиями, которые поджидают городских жителей на чужой территории, но также и загадочными духами этих земель: икоткой, ворсой, Памом и другими.

Икотка

Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.

В своей книге «Икота: мифологический персонаж в локальной традиции» фольклорист и антрополог Ольга Христофорова выделяет такие качества, как владение речью носителя (человека) и наличие собственного имени. При этом она указывает на частую ошибку, которую допускают исследователи, трактующие наличие имени как проявление антропоморфизма икотки.

«Несмотря на указанную тенденцию к приписыванию человеческого облика говорящей икоте, наличие членораздельной речи и имени не обязательно предполагает антропоморфность мифологического персонажа. Так, наши информанты затруднялись сказать об икотах по имени Василий Иванович, Федор Иванович и других, кто же именно — человек или не человек — «сидит» внутри своей «хозяйки», — пишет Христофорова.

Как объяснил «Газете.Ru» краевед и руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора, а также шаман («тöдiсь» — знающий) Василий Гагарин, в сериале были опущены многие детали мифа об икотке.

«Мы называем это явление «икöта» (звучит — икэтá), а по-русски это шева, был распространен на Русском Севере. «Икöта» — это маленькие мохнатые создания, похожие на червячков. И кормят их толченой яичной скорлупой. «Икöта» могут погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы», — уточнил специалист.

Гагарин добавил, что икотка также может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье. Еще один способ называют передачей икотки «по ветру».

«В этом случае колдун оставляет икоту на столбик, где обычно ходит этот человек. И проходя мимо, человек просто чувствует, что в рот попала какая-то мошка (вот представил по сериалу — летит по ветру такой жирный червяк). Отношение к икотницам никогда не были враждебными, к ним часто бегали за советом, ведь многие икотки обладали даром прорицательства. То, что икота может что-то предсказать и указать, показано верно», — отметил он.

Ворса

Еще один яркий персонаж коми-пермяцкого фольклора, о котором упоминали в «Территории», — хозяин леса ворса. В сказках ворса чаще всего принимает облик медведя, что не мешает ему преодолевать огромные расстояния с помощью полета над лесом. Его голос сравнивали с голосом филина, а появление — со смерчем.

«Медведю как хозяину леса (лешему) принадлежала власть над всеми дикими животными, а позднее его власть распространяется и на домашних животных. Подтверждением этого является традиция написания «кабалы» хозяину леса на пропажу скота, причем первоначально ее писали медведю-лешему, а впоследствии святым — покровителям домашнего скота», — писала кандидат культурологии Академии маркетинга и социально-информационных технологий Юлия Кошкарова в своей работе «Пермская модель архетипического образа медведя».

Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.

«Отличительная черта духов коми-пермяцкой мифологии в том, что они являются охранителями природы и ее богатств, следят за балансом в природе, наказывают жадных охотников и рыболовов. Духи помогают людям, но и могут их наказать. В случае наказания насылают на человека «мыжу» — проклятие духов, богов и предков», — пояснил Гагарин.

Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:

«Черöшлан (черэшлан) — буквально «вешание топора». Это магический обряд проводится, когда на человека наслал кто-то «мыжу» — проклятие. Богов, духов и предков много, и иногда трудно узнать, кто человека проклял и за что. Вот и делают этот обряд, чтобы узнать имя наславшего «мыжу». А как только узнают — делают специальные обряды, чтобы умилостивить его».

Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.

«Что касается персонажа, который напоминает лешего, то здесь верно показан только ритуал обмана лесного хозяина — если он заплутает человека в лесу, заведет его в чащу, то надо вывернуть всю одежду. Тогда можешь выйти из леса и найти верную дорогу», — сказал Гагарин.

Он подчеркнул, что всего в коми-пермяцкой мифологии есть целых четыре персонажа, которые подходят под описание того, что традиционно называют «лешим».

«Это Ягморт — дух-покровитель сосновых боров и опушек, с женой Яг-инь. Это Вöрморт (Вэрморт) – дух-хранитель лесных животных и птиц, Вöрись (Вэрись) — Хозяин леса, покровитель охотников, и Вöркуль (Вэркуль) — бог всей Пармы-тайги. Все они выполняют разные функции, но связаны только с лесом. Естественно, если человек нарушает какие-то запреты, то эти духи могут их наказать. В том числе и за то, что без спроса и подарка зашли в лес», — добавил краевед.

Пам

Как можно увидеть на примере икотки — столкновение традиционных верований коми-пермяков с насаждаемой христианской религией часто меняло, а порой искажало суть древних мифов. Показательным в этом отношении можно назвать пример с образом языческого волхва Пама-сотника, чьим именем называют одного из героев «Территории».

Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.

«Давая характеристику Паму-сотнику, Епифаний не скупится на эпитеты негативного содержания: «сий злый волхв, чародеевый кудесник»; Стефан называет его «обманщик и начинатель развращения, вавилонское семя, халдейский род, хананейское племя, темной тьмы помраченное чадо…». Вроде бы все атрибуты сатанинского облика языческого волхва налицо, но только отрицательное отношение к Паму-сотнику не объясняет того факта, что Епифаний уделяет ему так много внимания в сюжете Жития Стефана», — подчеркивает Лимеров в статье «Пам-сотник: художественный образ в становлении идентичности коми литературы».

По словам Лимерова, Пам в текстах Епифания обращает на себя внимание «способностью вести полемику о значении религий». Такой подход он называет «новаторским» и приводит цитату из предисловия доктора филологических наук Геннадия Тираспольского к переводу Жития Стефана: «Создавая образ волхва Пама, Епифаний безбоязненно преодолевает житийную традицию, требовавшую в этом случае изображения примитивного исполнителя сатанинских козней. Пам рисуется Епифанием как неординарная, по-своему трагическая личность, достойный противник первокрестителя пермян».

Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.

Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.

В светской литературе образ Пама впервые появился в неоконченной поэме основоположника литературы Коми Ивана Куратова «Пама». Обратившись к житию Стефана Пермского, поэт и лингвист Куратов переосмыслил этого героя и вывел его не по житийному канону, а исходя из «народного взгляда на христианизацию», сделав главным героем противника святого миссионера.

Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.

«Стефан крестил не коми-пермяков, а коми-зырян, которые проживают сейчас на территории современной Республики Коми. Коми-пермяков крестили уже преемники Стефана епископы Герасим, Питирим и Иона. То есть Стефан крестил Пермь Малую, поэтому и Пермский, а коми-пермяки жили на территории Перми Великой со столицей в городе Чердынь», — объяснил он.

Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.

«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.

Поэтому возникает уникальное явление для православия — Пермские деревянные боги. Бог стал называться Еном (верховное божество коми-пермяков), крестик стал называться Перна (Перна — знак бога Ена), а крестное знамение — просто Пернапас (буквальный перевод — знак бога Ена)», — рассказал он.

Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:

«Да и сказать, кто современный коми-пермяк, православный или язычник, невозможно. Утром он может помолиться Христу, затем идет в лес по грибы-ягоды и первый грибок положит на пенек — Вöрисю, а вечером во время дойки коровы начнет читать заклинание, чтобы корова спокойно стояла. Ну, и чтит предков, как духов-охранителей».

Чудь

Говоря о вопросе идентичности, нельзя обойти вниманием и то, что прозванный «Памом» герой Глеба Калюжного носит говорящую фамилию Чудинов, отсылающую к понятию «чудь», в определении которого специалисты расходятся. «Территория» вообще очень много ссылается на легенды о чудском народе и даже почти дословно цитирует одну из них — о чудской девке. Финал шоу и вовсе оказывается напрямую связан с чудью.

«Про чудь в сериале мифология показана верно, то что они ушли под землю, были великими кудесниками и прочее. Но вот этимология самого слова до сих пор непонятна. И многие народы считают, что чудь — их предки. На территории округа много чудских городищ и могильников, все они относятся примерно к IV – VIII векам», — сообщил Василий Гагарин.

У коми-пермяков до сих пор сохранилась традиция почитания «старых родителей», «важжез» (древних) — с этой целью они ходят на поминки на чудские могильники.

«Так, рядом с нами есть чудской могильник V века, и ежегодно там совершаются особые обряды почитания «важжез». Происходит как бы встреча и со-трапеза живых и мертвых, и каждый коми-пермяк, где бы он ни жил на территории России, стремится в этот день приехать на родину. Рассказы про чудь можно встретить в разных регионах России — видимо, это какие-то предки финно-угорских народов», — добавил краевед.

Сами же предки становятся духами-хранителями, а их вторая душа — «орт» — незримо сопровождает потомков всю жизнь.

«У коми-пермяков две души — лов и орт», — добавил Гагарин.

Василий Гагарин отметил позитивную роль, которую может сыграть в популяризации местной культуры среди россиян «Территория».

«Естественно, сериал не ставил перед собой цель полно и досконально рассказать о всех мифологических персонажах коми-пермяков. По местным материалам еще много можно наснимать. Но сериал на то и сериал, чтобы ухватить самые мистические моменты и держать в напряжении зрителя. Те, кто заинтересуется нашей мифологией, могут самостоятельно найти материалы по ней, изучить, приехать в Коми-Пермяцкий округ», — сказал краевед.

Новости и материалы
Воронежский губернатор запретил жителям подходить к обломкам БПЛА
Военный эксперт рассказал о новейшем оружии ВСУ против Крымского моста
Новый тренер «Спартака» признался, что у него были разногласия с Абаскалем
Игорь Николаев рассказал о своем самочувствии после операции на сердце
ВС РФ сорвали ротацию ВСУ на Купянском направлении
Россиянин хранил в доме арсенал оружия и боеприпасов
Илон Маск прокомментировал статью о возможном поражении Украины
На границе с Казахстаном ограничили движение по трассе из-за наводнения
Политолог сообщил о конце эпохи неприкосновенности Израиля
Ирина Безрукова рассказала о сложностях откровенных сцен
В РФ назначат вузы ответственными за проведение экзамена по русскому языку для мигрантов
Белгородский полицейский расплатился за машину билетами из банка приколов
Трамп провел встречу с Дудой
Коммерческим организациям запретят проводить экзамены для мигрантов
Катя Лель рассказала, какой должна быть женщина
Подполье сообщило об ударе по украинской артиллерии на окраине Берислава
Российский боец UFC Царукян пошутил про Путина
В российском городе от посещения школ отстранили не привитых от кори детей
Все новости