Кошачий вирус поможет от СПИДа

Ученые разрабатывают вакцину от ВИЧ на основе кошачьего вируса

Белок вируса кошачьего иммунодефицита может стать основой вакцины против человеческого иммунодефицита. А заодно и против болезни кошек.

Мы привыкли к тому, что большинство исследований, важных для здоровья человека, проводят на мышах и крысах. Но настал час кошачьей славы — специалисты Университета Флориды и Университета Калифорнии (Сан-Франциско) обнаружили, что белок вируса иммунодефицита кошек (ВИК) может стать основой для вакцины против вируса иммунодефицита человека.

Работы над созданием вакцин от СПИДа идут давно, но не особенно эффективно. Разработчики делали упор на создание антител, связывающих вирус. Теперь они пытаются создать вакцину, активирующую иммунные Т-клетки организма, которые, в свою очередь, должны уничтожать клетки, зараженные ВИЧ. Эта работа тоже идет медленно, потому что подобрать вирусный белок, который активировал бы Т-клетки, довольно сложно.

Искать его надо среди белков, которые не мутируют (вирус иммунодефицита человека очень изменчив), иначе вакцина окажется бесполезной.

Именно подбор белка, самый первый этап создания вакцины, описали американские исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Journal of Virology.

Белки ученые выбирали, анализируя последовательности ВИЧ и других родственных вирусов, вызывающих иммунодефицит у животных: обезьян, копытных и кошек. Их выбор пал на обратную транскриптазу — фермент, который обеспечивает образование ДНК на матрице РНК.

Это необходимо для размножения РНК-вирусов, поэтому такой жизненно важный белок не должен мутировать.

Его последовательности консервативны у разных вирусов иммунодефицита и теоретически должны были взаимодействовать с Т-клетками. Исследователи синтезировали небольшие фрагменты обратной транскриптазы ВИЧ и ВИК и проверили их влияние на Т-клетки, взятые из крови ВИЧ-инфицированных и здоровых людей.

Изолированные клетки выдерживали в питательной среде вместе с белками. Клетки здоровых людей не реагировали с вирусными белками, в отличие от клеток инфицированных пациентов. Реакция Т-клеток на разные белки была различной: они активно делились, синтезировали гамма-интерферон или цитотоксические вещества, которые в организме больного должны уничтожать зараженные вирусом клетки.

К удивлению исследователей, самым активным стимулятором Т-клеток оказался белок кошачьего вируса F3.

Ученые проверили его влияние на Т-клетки пациентов через год и через два. За это время вирус в организме пациентов должен был измениться, но Т-клетки по-прежнему реагировали на F3, следовательно, он достаточно консервативен, чтобы стать основой для вакцины.

Кошачий иммунодефицит — тяжелое заболевание, поражающее нервную и иммунную систему. Животные заражаются через инфицированную слюну. Поскольку обычно дерутся и кусают друг друга коты, они болеют в два-три раза чаще кошек.

Исследователи подчеркивают, что люди не могут заразиться от котов, их вирус для нас не опасен.

Тот факт, что фрагмент белка кошачьего вируса действует на клетки ВИЧ-инфицированных людей, говорит лишь о сходстве определенных консервативных последовательностей разных вирусов.

Ученые надеются с помощью «кошачьего» пептида найти участок белка ВИЧ, более эффективный для производства вакцины. Такие же фрагменты они планируют искать и в других вирусах иммунодефицита. Найденные фрагменты предстоит тестировать в клеточной культуре, испытывать на двух видах животных и лишь затем приступать к первой фазе клинических испытаний. Побочным результатом этой работы может стать создание вакцины для кошек, так что они не останутся в обиде.