Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Сейчас мы как будто живем не в единой стране, а в лоскутках»

Леонид Рошаль не видит будущего медицинской науки в России, критикует систему страхования и хвалит Минздрав

Леонид Рошаль выразил опасения за будущее медицинской науки в России, раскритиковал систему страхования, но при этом похвалил Минздрав в лице замминистра Татьяны Яковлевой. Корреспондент «Газеты.Ru» рассказывает о IX Общероссийском медицинском форуме, где обсуждались актуальные вопросы здравоохранения.

Куда мы дошли по «дорожной карте» Минздрава

Помощник министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева подвела итоги 2013 года по некоторым ключевым показателям здравоохранения. Она сравнила реальные показатели 2013 года с целевыми показателями, которые запланированы по разработанной Минздравом «дорожной карте». Отдельные «дорожные карты», как подчеркнула замминистра, были разработаны для каждого региона, с учетом региональных особенностей заболеваемости, демографии, экономики, с тем чтобы не было «средней температуры по стране».

«Впервые у нас произошел прирост населения, за 11 месяцев 2013 года у нас рождаемость 13,3, а смертность 13,1 (на 1 тыс. человек). Впервые плюсом 19 тыс. человек. Казалось бы, для такой огромной России это небольшая цифра, но важно, что это произошло впервые», — подчеркнула Яковлева.

Продолжительность жизни на 11 месяцев 2013 года составила 70,7 года, а целевые показатели на 2013 год — 70,4 года.

Основная причина смертности — от болезней системы кровообращения — при целевых показателях 721,7 на сегодняшний день, за 11 месяцев 2013 года, составляет 700,4 (здесь и дальше смертность оценивается как отношение числа умерших от болезни за год к среднегодовой численности населения, умноженное на тысячу). То есть здесь Россия целевые показатели даже перевыполнила, хотя эти цифры ниже европейских. Но важно, что идет четкое стабильное снижение смертности от ССЗ, отметила замминистра.

Смертность от туберкулеза тоже нас порадовала: если целевой показатель 13,5, то реальная цифра за 11 месяцев 2013 года — 11,1. Яковлева объясняет это тем, что показатели уменьшает программа государственных гарантий.

Смертность от новообразований за 11 месяцев 2013 года составила 201,7. По сравнению с прошлым годом она не уменьшается и не увеличивается. То же касается и младенческой смертности, где Россия удерживает показатели, несмотря на переход к более строгим критериям живорожденности. По дорожной карте должно быть 8,2, реальная цифра за 11 месяцев 2013 года тоже 8,2 (число умерших до 1 года на 1 тыс. новорожденных). Есть такие регионы, которые держат европейский уровень младенческой смертности.

Где мы не смогли достигнуть целевых показателей, так это смертность от ДТП, но это далеко не только медицинская проблема.

Из стратегических направлений развития здравоохранения Яковлева выделила как самое главное развитие первичного звена и профилактики.

«Мы впервые с 1 января 2013 года стали платить врачам за профилактику, — отметила замминистра. — Мы сейчас впервые начали платить не за койко-день, а за пролеченный случай, за конечный результат».

Угрозы здравоохранению

«Мне нравится, как сегодня работает Минздрав, причем он работает в сложных условиях», — заявил выступавший следом президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, отметив, что Минздрав повернулся лицом к гражданскому сообществу, примером чего стало создание общественного координационного совета.

Впрочем, Рошаль тут же перешел к перечислению угроз, с которыми сталкивается здравоохранение.

Первая угроза — недофинансирование здравоохранения, которое накладывается на разные новшества. Доля здравоохранения в ВВП 3,3% — это вдвое меньше, чем даже в маленьких развитых странах. Если мы снизим его до 2,8%, как предлагает Министерство финансов, это будет преступление перед страной. Одноканальное финансирование вызывает много нареканий, но в конце концов не важно, откуда будут деньги, главное, чтобы они пришли и медорганизация могла работать. Уверенности в том, что при новой системе мы не потеряем финансирование, у нас нет.

«Кадровая проблема с врачами — это просто катастрофа. При этом число врачей не уменьшается, но где они? — задается вопросом Рошаль. — Они уходят из первичного звена».

«Есть регионы, где дефицит кадров такой, что невозможно работать. Нас беспокоит будущее медицинской науки. Национальная палата считает, что то, что сделали с Академией наук, — это безобразие, и я не понимаю, как будет развиваться медицинская наука в этом общем котле, — заявил врач. — У нас проводятся Пироговские съезды врачей, которые принимают хорошие решения. Но за десять лет ни одно решение Пироговского съезда не было выполнено.

Я старый человек, и мне очень нравилась советская система здравоохранения, когда не было разницы между регионами. А сейчас мы как будто живем не в единой стране, а в лоскутках».

Прокомментировал медик и новые формы создания медицинской инфраструктуры, такие как объединение больниц и поликлиник. «Но ведь нужно какое-то предварительное обсуждение с народом, народ же у нас неглупый! Здравоохранение должно быть таким же единым, как армия», — заявил Рошаль.

Страхование — чинить или выкидывать?

Много критических замечаний было сделано относительно существующей в стране системы медицинского страхования.

«Мое личное мнение: введение страховой системы у нас не привело ни к чему хорошему. Она не контролирует процесс лечения. Я думаю, что это был эксперимент, который нужно прекратить», — сказал Леонид Рошаль.

«Не надо топить ребенка в проруби и рожать нового, потому что этот не совсем получился», — возражает Дмитрий Кузнецов, президент Межрегионального союза медицинских страховщиков.

Он считает, что ОМС в нашей стране нужно дополнить добровольным медицинским страхованием, и это решит большую часть проблем. Такая схема будет гарантировать помощь в расширенном объеме, и эти деньги в отличие от денег ОМС человек сможет контролировать.

По мнению же Рошаля, это будут фактически платные дополнительные медицинские услуги, которые и так есть сейчас: 70% населения не смогут за них платить.

По мнению Олега Янушевича, вице-президента организации «Общество врачей России», государство говорит, что у него есть деньги на медицину. В то же время это не так, и ОМС покрывает только 42% расходов на лечение. «Президент спрашивает: «Где деньги, Зин?» А денег нет. Поэтому все равно нужна дополнительная система страхования», — заявил Янушевич.

За свое здоровье должен отвечать каждый

Эта мысль звучала во многих выступлениях. «Как повысить мотивацию человека к сохранению своего здоровья?» — спрашивала Татьяна Яковлева и призывала делиться своими идеями всех, у кого они есть.

Специалисты пришли к выводу, что человек должен в той или иной форме юридически отвечать за свое здоровье.

Чтобы в триаде «государство — врач — пациент» за результат не спрашивали только с врача. Как именно это сделать — большой вопрос, над которым участники дискуссии предлагают думать всем.

Загрузка