Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Как празднуют Пасху католики и протестанты

Христиане всех конфессий празднуют Пасху в один день

В этом году все христианские конфессии празднуют Пасху одновременно. «Газета.Ru» выяснила, как постятся и празднуют прихожане лютеранских и католических храмов.

Живая музыка Пасхи

Кафедральный собор Святых Петра и Павла Евангелическо-лютеранской церкви в Москве прост и величествен. Лаконичные формы в романском стиле, тяжелые дубовые двери, приглушенный витражами свет в высоком сводчатом зале. Сегодня здесь пусто, лишь звуки органа плывут в пространстве, легком и плотном одновременно. При входе в собор — афиши предстоящих концертов классической музыки.

Пастор Виктор Вебер и пробст Елена Бондаренко рассказывают, что музыка в лютеранской церкви играет большую роль: «В католической церкви орган лишь сопровождает григорианское пение. А в лютеранской церкви он звучит во всей своей полноте. Композиторы специально писали для него отдельные музыкальные части, которые встроены в богослужение». Например, в Страстную пятницу, когда христиане вспоминают о распятии Христа, в соборе проходит богослужение, где исполняют Страсти по Иоанну Иоганна Себастьяна Баха.

Перед Пасхой христиане, и лютеране в том числе, переживают семь недель поста — Страстного времени, как это называют евангелисты. Пост для них проходит не так сурово, как для православных верующих: в Страстное время никто не испытывает жестких ограничений в чем-либо. Проповедники указывают на то, что евангелическая церковь предоставляет свободу в выборе. Она не предписывает, как проводить Страстное время. «В Германии есть такое выражение: «Sieben Woche ohne» («Семь недель без»), — рассказывает Елена. — В этом выражении вкратце заключен весь смысл Страстного времени. Каждый верующий может выбрать сам, от чего он отказывается».

Человек может отказаться от кофе или шоколада, социальных сетей и любимого сериала — важно, что он при этом почувствует и как изменится его жизнь.

«Cмысл не в том, чтобы отказаться ради отказа от вредного, — объясняет Виктор. — А в том, чтобы освободить время для другого: для размышлений, чтения Библии, может быть, для разговоров на духовные темы». Другой важный момент во время поста — уделить время ближнему. В московской лютеранской общине, например, стали традиционными пасхальные ярмарки, где члены общины выставляют на продажу сделанные своими руками вещи, а доходы от ярмарки отдают детским домам.

Еще одна традиция Страстного времени — вечерние чтения в кругу семьи. Вообще-то есть целое расписание на год, в котором для каждого дня указаны отрывки для семейного чтения. Но в течение года люди могут и не делать этого. А в Страстное время многие действительно читают в кругу близких отрывки из Евангелий или Ветхого Завета, посланий апостолов, чтобы вместе поразмышлять над прочитанным, а затем, может быть, спеть какой-нибудь хорал.

Пасхальное воскресенье предваряет триденствие — три дня, которые ознаменованы каким-то событием из жизни Христа, — аналог Страстной седмицы в православии (там этому посвящена целая неделя). «В четверг — это воспоминание об установлении причастия. В Страстную пятницу — день воспоминаний о распятии Христа. Великая суббота — день покоя, когда Иисус пребывает во гробе», — рассказывает Виктор Вебер. В Страстную пятницу проходит литургия теней: в лютеранских церквях постепенно гасится весь свет и не зажигается до пасхального богослужения, что символизирует скорбь и смерть.

Пасхальное богослужение проходит в ночь на воскресенье. Однако в Москве оно переносится на вечер: многим членам общины неудобно добираться с окраин города в центр, в Китай-город, где расположен собор Святых Петра и Павла (он, кстати, единственный лютеранский приход в Москве).

«Непременная традиция ночного пасхального богослужения — пасхальный костер, — рассказывают проповедники. — Это объединяет нас с Римско-католической церковью. У костра собирается община, читаются отрывки из Ветхого Завета, из псалмов».

От костра зажигается пасхал — большая свеча, которая будет гореть целый год до следующей Пасхи. После зажжения пасхала свечу вносят в темный собор, где во мраке стоят прихожане. От пасхала они зажигают пасхальные свечи, и вся церковь наполняется светом.

После пасхального богослужения в московской общине принято расходиться. Встречаются прихожане утром в воскресенье здесь же, в храме. В трапезной устраивают чаепитие. Все приносят куличи, пасхи, крашеные яйца — здесь все как у православных. «Интересная деталь касается кулича, — оживляется Елена. — Существует кулич обычной, круглой формы. Но в западной традиции есть кулич в форме агнца. Интересно, что в Москве в православном Даниловом мужском монастыре мы нашли такие куличи и закупили их целую коробку». А вот пасхальные зайцы лютеранской церковью не приветствуются: это народная языческая символика весны, процветания, размножения.

Уже выходя из собора, я вновь услышала орган. Оказывается, музыку для лютеранских богослужений писали и русские композиторы: Дмитрий Бортнянский, к примеру, создавал музыку и для православной, и для лютеранской церквей. Ведь лютеранская церковь до революции была второй государственной. Поэтому, к примеру, куранты на Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге выбивают первую строку лютеранского хорала. Ну а в Москве Пасха зазвучит музыкой в Старосадском переулке в соборе Святых Петра и Павла.

Личное пасхальное решение

Храм Святого Людовика Французского на Малой Лубянке в Москве выделяется на фоне кирпичных строений своими классическими формами. Дорические колонны, античные пропорции — это архитектура классицизма. Внутри — золотая лепнина и классическая фреска Преображения Господня. Есть и великолепный витраж с изображением святого Иосифа — единственный сохранившийся с XIX века.

Наталья, одна из прихожанок храма, рассказывает, что ей сложно говорить о Пасхе, не говоря о предшествующих днях подготовки к ней: «Это не как Новый год, вот был обычный день, а потом праздник. Пасха — это все же завершение, кульминационный момент». Как и другие христиане, прихожане католических храмов проживают время Великого поста.

Впрочем, пост в католической традиции близок к протестантской. В нем нет тяжелых пищевых ограничений. «Люди живут так, как обычно, — говорит Наталья. — Единственное, есть пятницы, и в пятницы Великого поста предлагается как-то воздерживаться, например, от мясных блюд». Но не во всех странах принято соблюдать это правило. В Польше, допустим, к соблюдению пятничных постов относятся строже. Есть и два строгих постных дня. Это, во-первых, Пепельная среда, с которой начинается Великий пост. Пепельной она называется, потому что в этот день во время богослужения священники посыпают головы прихожан пеплом в знак покаяния. Еще строго постятся в Страстную пятницу накануне Пасхи.

Гораздо важнее, рассказывает Наталья, духовная составляющая Великого поста: «Очень много проводится разных духовных упражнений — реколлекций». Это могут быть молитвы, медитации, духовные беседы. В общинах и приходах очень часто проходят молитвенные встречи. Именно молитва является основой проживания времени Великого поста в католической традиции.

Другая составляющая поста — личные решения. Обычно священники предлагают каждому верующему на этот период принять какие-то важные частные решения. «Это может быть отказ от чего-либо, не обязательно от пищи, — разъясняет прихожанка католического храма. — Можно отказаться от компьютерных игр, посещения увеселительных мероприятий». Однако это могут быть и практики, связанные не с отказом, а, наоборот, с принятием каких-либо решений или обязательств. Люди могут участвовать в благотворительности и помогать нуждающимся. Самое главное, говорит Наталья, в Великом посте нет какого-то общего предписания, а есть личное решение.

Перед самой Пасхой люди вспоминают о событиях из жизни Христа во время триденствия. Всю субботу идет освящение пищи. «Это может быть любая еда, — объясняет Наталья. — У нас это, естественно, яйца, куличи, пасха. В других странах кулинарные традиции другие». Но суть одна — разделить радость с другими. Люди встречаются в церкви.

В Москве проходит много месс подряд: в городе достаточно много верующих католиков, а храмов мало, так что каждый приходит в удобное для него время. Затем люди встречаются с друзьями или в своей общине.

И все же самое главное не еда, рассуждает Наталья, а то, что Пасха символизирует победу жизни над смертью. «Смерть! Где твое жало?! Ад! Где твоя победа?!» — оглашает апостол Павел. Это победа над смертью и обещание воскресения для всех верующих. Это предвкушение радости, которая нас всех ожидает.

Новости и материалы
У россиянки выросла опухоль весом в треть ее массы тела
Минздрав МО: женщине удалили опухоль яичников весом 14 килограммов
Над Белгородской областью уничтожено 15 реактивных снарядов
В РПЛ поздравили Миранчука с победой в Лиге Европы
США призвали Китай к сдержанности на фоне учений вблизи Тайваня
Россиянам рассказали о симптомах скрытого гипотиреоза
Эндокринолог Дудинская: нарушения памяти могут указывать на гипотиреоз
Россия запросила пункт снабжения ГСМ на Красном море у Судана
Названы гигиенические процедуры, связанные с раком яичников
Россиянам рассказали об опасных последствиях нелеченного грибка ногтей
Дерматолог Кузнецов: нелеченный грибок может привести к разрушению всех ногтей
20-минутная процедура может избавить от хронической боли в пояснице
Чемпионка мира Медведева расстроилась из-за упущенного чемпионства «Динамо»
В Белгородской области загорелись частные дома после атаки ВСУ
Российский посол в США назвал саммит по Украине в Швейцарии профанацией
«Зенит» официально объявил о продлении контракта с Семаком
Врачи констатировали смерть стрелявшего в Петербурге мужчины
В посольстве России указали на риск Украины лишиться своих территорий
Путин направил благодарность главе миссионерского отдела экзархата Африки РПЦ
Ветеран «Динамо» заявил, что «Зенит» не наиграл на чемпионство
Власти Херсонской области предрекли последствия открытия шлюзов на ДнепроГЭС
Все новости