Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

За деньгами и электричеством

В Москву приезжает президент Таджикистана

,
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон едет в Россию договариваться о строительстве Рогунской ГЭС и введении платы за содержание российской военной базы. Первому может помешать сопротивление соседнего Узбекистана, второму — нежелание России платить за то, что до сих пор было бесплатно.

В среду вечером в Москву с государственным визитом прибывает президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Его переговоры с российским коллегой Дмитрием Медведевым легкими не будут.

Перед отъездом в Москву президент Рахмон выразил неудовлетворенность ходом реализации двусторонних соглашений по строительству в Таджикистане трех гидроэлектростанций.

Главным гидропроектом является Рогунская ГЭС мощностью 3,6 тысячи МВт, которую начали строить еще в 1976 году, но она так и стоит недостроенная. Москва выражала желание помочь, но дело (по словам министра энергетики и промышленности Таджикистана Мирзошарифа Хакдодова, ориентировочная стоимость Рогунской ГЭС — $2 млрд) с мертвой точки не сдвинулось.

Дело в том, что достройке ГЭС мешает соседний Узбекистан, который хочет, чтобы все региональные проекты в гидроэнергетике решались с его участием. Ташкент опасается, что новые ГЭС в Таджикистане угрожают экологии и безопасности его населения. «России непросто определиться, кого поддержать. Нельзя построить ГЭС в одной стране, не обидев другую. Ташкент и Душанбе всегда ревновали Россию друг к другу. Но, может быть, Россия нашла какой-то компромисс», — предположил главред «Ферганы.Ru» Даниил Кислов.

Накануне визита договариваться о компромиссе в Душанбе ездил министр энергетики РФ Сергей Шматко. «Нам надо только договориться с бизнесом, чтобы был баланс интересов, и мы видим достаточно конструктивный настрой таджикской стороны в этом вопросе. Мы ждем от Таджикистана более конкретных предложений по Рогунской ГЭС», — заявил Шматко после переговоров с таджикской стороной во вторник.

Однако, по словам Кислова, именно Душанбе виноват в том, что ГЭС еще не построены. «У Рахмона слишком амбициозные глобальные проекты. Он хочет построить едва ли не самую высокую в мире плотину, а когда его убеждают, что это дорого и опасно, упирается. В том, что проекты не реализованы, Рахмон должен винить только себя», — уверен Кислов.

Недовольны в Таджикистане и работой российского «Газпрома», так как из четырех газовых месторождений, переданных компании, только на одном месторождении начались работы.

Другой темой переговоров станет военно-политическое сотрудничество двух стран. Речь пойдет и о российской военной базе в Таджикистане, где находятся почти 7 тысяч военных, сказали «Газете.Ru» в МИД России.

Еще в сентябре, после визита в Душанбе министра обороны России Анатолия Сердюкова, появились слухи, что Рахмон потребовал от Москвы, которая арендует базу бесплатно, $300 млн в год.

На вопрос «Газеты.Ru», рассматривает ли российская сторона несколько раз заявленное Душанбе желание перевести функционирование военной базы на экономическую основу, собеседник в МИДе заметил: «Кто же хочет платить за то, что сейчас бесплатно». Он сказал, что этот вопрос будет обсуждаться президентами.

Кислов считает, «российская военная база в любом случае останется». «Россия едва ли будет платить деньги напрямую, тем более такие. Скорее, стороны договорятся о каких-то конкретных договорах и соглашениях по инвестициям», — сказал Кислов «Газете.Ru».

В целом в ходе визита Рахмона в Москву планируется подписать три документа. Как рассказали «Газете.Ru» в российском МИДе, речь идет о соглашении о сотрудничестве в борьбе против наркотрафика, проекте создания высших учебных заведений (российских на территории Таджикистана и наоборот, а также о рамочном соглашении о сотрудничестве между прокуратурами двух стран.

Кислов полагает, что Медведев мог бы поставить перед Рахмоном вопрос о прекращении антироссийской кампании, которая идет в таджикоязычных СМИ. По словам эксперта, в них пишут, что «Россия злая, противная и вредная» и «вытягивает из Таджикистана человеческие ресурсы». При этом в сентябре в Таджикистане были приняты поправки в закон «О языке», согласно которым русский и узбекский перестали быть языками «межнационального общения».

«Россия заинтересована в сохранении русскоязычного пространства на территории СНГ, российского информационно-образовательного пространства, мы по-прежнему выступаем за это, считая, что русский, в том числе в Таджикистане, остается языком межнационального общения», — сказали в МИДе.

Эксперт Кислов уверен, что Таджикистану придется так или иначе прислушиваться к поставленным Москвой условиям. «Есть ощущение, что будут достигнуты договоренности по всем важным вопросам: Рогун и база, Рахмон получит деньги, а взамен даст команду прекратить антироссийскую кампанию.

Новости и материалы
Стало известно о миллионных долгах Шнурова перед налоговой
В Волгоградской области восстановили движение поездов после аварии
Зверев об уехавших из России артистах: «Третий сорт»
Катя Лель снялась в красном купальнике на Мальдивах
Странам ЕС стало сложнее вырабатывать единую позицию по международной политике
Иван Ургант опубликовал редкое фото с женой и детьми
Игру «Зенита» и ЦСКА назвали антифутболом
Путин оценил атмосферу переговоров в Китае
Путин пообещал Си Цзиньпину проинформировать его по украинскому вопросу
ФСБ сообщила о предотвращении теракта в Крыму
Крымчанин собрал в гараже уникальный автомобиль для СВО
Ольга Бузова обнажила грудь на 20-летии своей карьеры на ТВ
Дима Билан объяснил, почему не ходит к психологам: «Накрывало временами»
Столтенберг сделал заявление после покушения на премьера Словакии
Путин заявил, что почти 90% платежей с Китаем проходят в нацвалютах
Виктория Боня рассказала, что плакала из-за последствий пластики
Путин заявил, что РФ и КНР считают важным «оздоровление» ВТО, G20 и АТЭС
Глава больницы рассказала о ранениях Фицо после покушения
Все новости