Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Оппозиция записывается в участковые

Думская оппозиция охотно пользуется помощью «белоленточных» активистов при формировании своих списков в участковые избирательные комиссии

Заседающие в Госдуме оппозиционные партии из-за нехватки собственных кадров охотно набирают добровольцев для направления в формирующиеся на пять лет участковые избирательные комиссии. Партийцам активно помогают группы независимых наблюдателей и деятели «белоленточного протеста». Срок подачи документов в каждом регионе разный — в Москве он истекает 26 января.

Реформа правил формирования участковых избирательных комиссий (УИКов), ставшая частью законодательства о едином дне голосования («Газета.Ru» подробно рассказывала о ней в конце октября), поставила практически все оппозиционные партии в затруднительное положение. Каждый регион самостоятельно определился со сроками подачи заявлений от партийных кандидатов на замещение должностей в УИКи, и в ряде случаев партийцы оказались просто не готовы закрыть все открывшиеся вакансии — всего на 90 тыс. участков будут работать около 1 млн членов комиссий, половина из которых будет состоять от выдвиженцев партий, имеющих представительство на федеральном, региональном или местном уровне. Процесс формирования УИКов по всей России должен завершиться до 30 апреля.

Срок подачи списков кандидатов в члены УИКов в Москве заканчивается 26 января, в Подмосковье списки уже были сформированы к 15 января. Те кандидаты, которые будут отобраны вышестоящими Территориальными избирательными комиссиями, будут проводить выборы губернатора Подмосковья и мэра Москвы, а также думские выборы 2016 года и президентские выборы 2018 года.

Для не вошедших в основной состав комиссий, а также для замены выбывших в будущем членов УИК формируется кадровый резерв. Он должен появиться в регионах до 1 июня 2013 года.

Отсутствие проверенных партийных кадров на местах парламентские партии, равно как и их менее удачливые коллеги (например «Яблоко») и новички партийного поля («Гражданская платформа» Михаила Прохорова), охотно компенсируют за счет активистов организаций, наблюдавших за последними думскими и президентскими выборами: «Голоса», «Сонара», «Гражданина-наблюдателя». Бывшие наблюдатели, которые, как считается, стали ядром «белоленточного протеста», с той же охотой готовы баллотироваться в члены избирательных комиссий от парламентских партий, так как они имеют право на одного представителя в каждом УИК. Другие партии и общественные организации такой гарантии представительства не имеют: остальные члены комиссии набираются по предложению представительного органа муниципального образования, собраний избирателей, внедумских партий и «иных общественных объединений».

Важным фактором для добровольцев стала не только возможность занять более активную, чем наблюдательская, позицию, но и сам факт постоянной работы новых избирательных комиссий. «Люди в партиях не хотят подписываться на 5 лет», — считает член совета Союза наблюдателей России (СОНАР) Василий Вайсенберг.

«В России партий, по сути, нет — там людей нет, поэтому они рады добровольцам», — говорит эксперт ассоциации «Голос» Роман Удот, добавляя, что речь не идет о «Единой России». Он также отмечает, что рядовые, незаинтересованные партийцы, которые «были членами УИКов, после декабря 2011 года, отсидев эти фальшивые выборы, уже не хотят идти на эту нервную работу из-за того возмущения, которое вылилось на улицы».

В Москве основная работа по вербовке кандидатов среди граждан ведется совместно КПРФ и «Справедливой Россией».

«Я не слышал, чтобы кто-нибудь сотрудничал с ЛДПР, у «Единой России» есть свой резерв, остались две парламентские партии», — рассказал «Газете.Ru» Вайсенберг. Однако, как признаются некоторые координаторы кандидатов-волонтеров, пойти в УИКи от ЛДПР также имело бы смысл, так как у формирующих участковые комиссии ТИКов, заинтересованных в том, чтобы снизить численность оппозиционеров в составе комиссий, вряд ли закрадется подозрение, что «белоленточники» пойдут в УИКи через партию Владимира Жириновского.

Работу с добровольцами избирательного процесса каждая партия строит по-своему. В Москве КПРФ, например, в ряде случаев берет с волонтеров заранее подписанные заявления об уходе из УИКов без указания даты, рассказали «Газете.Ru» несколько координаторов сбора заявлений от граждан. Роман Удот из «Голоса» объясняет это тем, что «в законе не предусмотрен отзыв партией члена комиссии: если вдруг его перекупила конкурирующая партия, эта бумага подстраховывает интересы партий из-за несовершенства законодательства».

Добровольцы от «Справедливой России» подписывают заявление, в котором говорится, что в случае непопадания в основной состав комиссии они уходят в резерв. В «Яблоке» голодными глазами смотрят на тех, кто идет от парламентских партий», — говорит Удот. В самой партии к этим добровольцам относятся с пониманием, так как из-за слабого представительства партии в региональных парламентах шансы «зеленых» пройти отбор в УИКи невелики.

«Многие нам звонят и говорят, что пошли от «эсеров», только чтоб войти в комиссию, но поддерживают нас, — соглашается в беседе с «Газетой.Ru» ответственный секретарь регионального совета московского «Яблока» Михаил Петров.

— Год назад мы выдвигали 300 человек, 170 их них не были назначены, при формировании ТИКов (они тоже работают на постоянной основе. — «Газета.Ru») ни одна кандидатура от «Яблока» не была принята, я не думаю, что будет другая тенденция сейчас».

В Московской области, которую в сентябре этого года ждут губернаторские выборы, списки уже были поданы. Крайним сроком подачи документов было 15 января. Многие граждане не успели подать документы сразу после праздников, отмечают эксперты.

Как сообщил «Газете.Ru» член КПРФ Вадим Соловьев, партийцев и добровольцев в списках коммунистов в Московской области примерно поровну. Та же ситуация и с подмосковными «эсерами». «Эсеры» покрыли около 80% от числа необходимых кандидатов», — в свою очередь сообщил изданию руководитель аппарата отделения этой партии в Московской области Дмитрий Вещук.

В Московской области в этом году пройдет 3700 выборов разного уровня, с учетом кандидатов для резерва (по два человека) каждой парламентской партии всего надо набрать около 11 тыс. человек в избирательные комиссии.

«Яблоку» удалось собрать только 500 человек в Подмосковье, сообщил председатель партии в Московской области Александр Гунько. «Гражданская платформа» в Подмосковье выдвинула 560 человек, в Москве – 950. «На 80% это наблюдатели, работавшие на (президентских) выборах в марте (представляя интересы кандидата Михаила Прохорова. — «Газета.Ru»)», — сообщила курирующая подачу списков от партии Ксения Зеленцова.

Численность УИКов зависит от числа избирателей на участке, она может составлять от 3 до 16 человек. Причем сама численность комиссий уже может стать причиной для нарушения новых правил партийного представительства, говорит Удот: «Любой участок, где больше 8 членов комиссии, уже нарушает правило, по которому половину из них должны составить партийные представители», — ссылается он на то, что в Госдуме заседают только 4 партии.

Помимо парламентских партий в УИКи войдут люди, предложенные районными управами, а также представители общественных организаций и собраний избирателей. «В эти списки попасть практически невозможно», — отмечает Вайсенберг. «В участии общественных организаций в работе комиссий заложен большой административный рычаг», — добавляет Удот. С ними солидарен коммунист Соловьев: «Единороссы насуют своих людей за счет трудовых коллективов».

При назначении нового члена УИК представителям территориальных комиссий Центризбирком рекомендует «учитывать наличие высшего юридического образования или ученой степени в области права», опыт организации выборов, а также «участие молодежи». Роман Удот считает, что на стадии отбора членов комиссий находятся «корни фальсификаций, которые расцветают пышным цветом в дни выборов».