Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дипмиссия выполнена

Посол США в России Майкл Макфол может покинуть свой пост до нового года

Посол США в России Майкл Макфол собирается покинуть свой пост. Об этом «Газете.Ru» сообщили источники, близкие к российским властным структурам. Возможно, Макфол уедет ближе к Рождеству. Какой пост он получит в США, пока неясно.

Американские официальные лица не подтверждают сообщения о завершении Макфолом дипмиссии в России уже в декабре, однако российские источники информируют, что стэнфордский ученый, назначенный Бараком Обамой послом в Москве, возвращается в США.

Между тоской и должностью

По одним данным, Макфол устал биться с ситуациями, которые он все равно не контролирует. К примеру, он испытывает трудности с изложением своей позиции на российских телеканалах. С другой стороны, вне ТВ активности посла в последнее время также не наблюдается, и, как говорят, связано это с тем, что публичную энергию дипломатов в России притормаживают в Вашингтоне. Дескать, лучше молчать, чтобы Россию лишний раз не злить.

Прошлогодний запрет на усыновление российских сирот американцами, который превратился в кошмар как для американцев, так и для многих россиян, сколько ни бились дипломаты, причем с обеих сторон, не привел ни к каким послаблениям. Москва давно воспринимает любой компромисс и отход от первоначальной позиции не как политическую мудрость, а как слабость.

Другая версия: давняя хорошая знакомая Макфола Сюзан Райс, в первое президентство Обамы посол США при ООН, а во второе — советник президента по нацбезопасности, пригласила Макфола вернуться на достойную позицию в Вашингтон. Собственно, она в свое время и позвала Макфола поработать на команду Обамы. Он вошел в группу внешнеполитических советников тогда еще кандидата в президенты, а в 2009 году был назначен специальным помощником избранного президента и старшим директором по России и Евразии в Совете нацбезопасности.

Наконец, еще одна версия — Макфол просто хочет домой, к семье, к спокойной научной работе. До прихода на дипслужбу 50-летний Макфол был профессором Стэндфордского университета и специализировался на российской политике.

Если Макфол покинет пост посла, это станет самым коротким сроком пребывания в должности за последние годы. Его предшественник Джон Байерли пробыл в России с 2008 до 2011 года. Уильям Бернс также служил послом три года (2005–2008), а Александр Вершбоу до него так и все четыре (2001–2005).

«Специалист по «цветным революциям»

Два года дипмиссии Макфола — хороший показатель, как добрые намерения и хорошие планы разбиваются о жесткую реальность.

Майкл Макфол — первый за многие годы посол без опыта дипломатической работы. Разве что в поздние советские времена послом в СССР был бизнесмен и личный друг президента Джорджа Буша-старшего Роберт Страус. Он направлялся в Москву с миссией «перезагрузки» — политики изменения отношений с Россией, инициатором которой стал Барак Обама. В Вашингтоне не скрывали, что возлагают большие надежды на улучшение отношений двух стран при президенте Медведеве, более молодом, более либеральном и более комфортном партнере по переговорам, чем его предшественник Владимир Путин.

Сам Макфол критически относился к политике Путина и еще до прихода в Белый дом не скрывал этого в своих публикациях о России. Еще в 2004 году он писал, что шаги Путина по свертыванию демократических свобод могут привести к установлению «полномасштабной диктатуры» в России. В той же статье Макфол отмечал, что Путин «возродил советскую паранойю», обвинив правозащитников в получении денег из-за рубежа.

Однако с вручением верительной грамоты он уже не мог позволить себе подобных высказываний, и в интервью Владимиру Познеру в январе 2012 года, уже в должности посла США, Макфол отказался комментировать свои предыдущие публикации: «Моя задача — не в обсуждении того, что я написал 15 лет назад, моя задача — представлять здесь президента Обаму».

Однако написанного не вырубишь.

Книги Макфола, среди которых были работы о продвижении США демократии в России и на постсоветском пространстве, сослужили ему дурную славу среди прокремлевских политологов, назвавших его «специалистом по цветным революциям».

«В Кремле его восприняли как проводника оранжевых революций и стали чморить», — говорит знакомый с послом эксперт. Сразу после приезда в Москву Макфол встретился с группой оппозиционеров, среди которых были эколог Евгения Чирикова, политик Борис Немцов, после чего их обвинили в «получении инструкций» из США. Двумя месяцами позже, во время встречи с главой движения «За права человека» Львом Пономаревым, журналисты буквально совали в нос микрофоны вышедшему на улицу Макфолу. Раздраженный таким поведением посол в сердцах назвал Россию «дикой страной». За что потом извинялся.

Сам Макфол назвал встречу с представителями гражданского общества обычной практикой. «Мы называем это политикой «двойного участия», — написал он в своем твиттере.

Не «взятка», а «пакет экономической помощи»

Дипломат стал первым послом, который столь активно использовал твиттер в общении с россиянами, читателями его блога стали более 55 тыс. человек. Хорошее знание русского языка тем не менее не уберегло его от неверного употребления русских слов.

Выступая перед студентами Высшей школы экономики, он сказал, что Россия «подкупила» власти Киргизии, чтобы те убрали американцев с военной базы Манас. Впоследствии он признался, что сожалеет о неправильно употребленном слове: «Я, к сожалению, использовал слово «взятка». Мне надо сказать «пакет экономической помощи».

Политика «перезагрузки» по мрачной иронии тоже началась с ошибки. На символической кнопке «перезагрузка», которую тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон преподнесла российскому коллеге Сергею Лаврову, было написано «перегрузка». По одной из версий, «недоглядел» Макфол. Тут, впрочем, вину стоит возложить на госдеп, где трудятся носители языка. Именно их надо было просить проверить точность перевода, а не Макфола. Да, у него очень хороший, беглый русский, но все же он не обязан его знать как родной.

Эксперты отмечают: хотя все три предшественника Макфола тоже хорошо владели русским, в своих репликах, будучи карьерными дипломатами, они были осторожнее.

«Бернс, например, выверял каждое слово», — заметил один из экспертов.

Заместитель директора российской и евразийской программы Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джеффри Манкофф считает, что, хотя Макфол и произносил иногда вещи, вызывавшие «ненужную агрессию» в Москве, Россия не смогла наладить с ним диалог по собственной вине. «Он близок к президенту Обаме, и столь нелюбезный прием, который он здесь получил, конечно, дошел до президента и помог установлению негативного тона для всего круга взаимоотношений», — сказал эксперт «Газете.Ru».

По его мнению, именно статус Макфола, имевшего выход на Обаму, как «политической фигуры, а не правительственного бюрократа» мог помочь налаживанию диалога в случае, если бы Москва действовала более конструктивно.

«Его приезд совпал с довольно серьезными изменениями в российско-американских отношениях: это и общие перемены, и возвращение Путина. Он готовился к другому, винить его за ситуацию в отношениях между Россией и США было бы несправедливо — это выше его возможностей», — говорит Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

Могло быть хуже

Руководство американской дипмиссией для Макфола пришлось на едва ли не самые трудные за последние 20 лет времена в российско-американских отношениях. Оранжевые революции. Список Магнитского. Закрытие офиса USAID, агентства по международному развитию, которое выделяло средства неправительственным организациям. Наконец апогей — закон Димы Яковлева. Что мог сделать Макфол, когда Москва не желала ничего обсуждать на самом высоком уровне?

И все же в американскую историю Макфол уже вошел. Прошлой весной журнал Foreign Affairs сравнил Макфола с одним из самых, пожалуй, известных и почитаемых американских дипломатов, работавших на российском направлении, — Джорджем Кеннаном. Он работал в СССР во времена Сталина, его «длинную телеграмму» до сих пор изучают дипломаты разных стран. Именно он считается автором «политики сдерживания» Советского Союза.

Вряд ли можно столь оперативно провести параллель об исторических последствиях политики Макфола. И все же свою часть работы по продвижению политики «перезагрузки» он выполнил: «Перезагрузка хотя бы сгладила глубокие противоречия и вернула отношения к рабочему уровню. Возможно, благодаря ему ущерб от многих вещей был меньше», — считает Федор Лукьянов.

Новости и материалы
Белый дом спросили об атаке Израиля на Иран
Мужчина поджег себя возле здания, где идет суд над Трампом
Зарема: «Матч со «Спартаком» — последний шанс Карпина с Глебовым запрыгнуть в клуб»
В Москве и области ветер повалил более сотни деревьев
Росимущество продало «Росспиртпром»
В Петербурге мошенники заставили пенсионерку продать квартиру и отдать им 5,3 млн рублей
Вышел кнопочный телефон с большим блоком камер и поддержкой YouTube
Петербурженка потеряла доступ к прокату после поездки на самокате с двумя детьми
Путин обновил состав группы по увековечению памяти жертв политических репрессий
Российский футболист не перейдет в клуб АПЛ
Опубликовано видео допроса подозреваемого в убийстве москвича в Люблино
Ученые нашли источник кошмарных снов в генах человека
Следователям могут разрешить приостанавливать операции по переводу денег на 10 дней
В Москве уволенного за домогательства учителя вновь заподозрили в приставаниях к детям
Певице Успенской стало плохо
Захарова объяснила, почему ослабится положение Евросоюза
«Краснодар» вплотную приблизился к «Зениту» после победы в 25 туре РПЛ
В Белгороде и области объявлена опасность атаки БПЛА
Все новости