Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Трагедия в Одессе: вопросы и версии

Власть, оппозиция и Россия обвиняют друг друга в гибели людей

, ,
Споры о трагической гибели десятков людей в Одессе в прошлую пятницу не утихают сегодня и не утихнут еще много месяцев. Можно не сомневаться, что, как и гибель «Небесной сотни» в Киеве несколько месяцев назад, она станет темой множества расследований и откровенных политических спекуляций. «Газета.Ru» обобщила основные версии одесских событий на данный момент.

В понедельник Одесса прощалась с погибшими в ходе столкновений на улицах города 2 мая. По сегодняшним данным, их 46. Тысячи одесситов весь день несли цветы к месту прощания. Такой трагедии город не видел много лет. Во избежание провокаций местные активисты как со стороны «евромайдана», так и с противоположной отказались от проведения любых политических акций.

При этом на панихиде не позволили присутствовать даже губернатору Одесской области Владимиру Немировскому. Когда он появился возле здания, где шло прощание, в толпе поднялся шум, и чиновнику пришлось ретироваться.

В городе продолжают интенсивно обсуждать происшедшее. Из уст в уста передаются одни и те же вопросы, на главные из которых попытались ответить корреспонденты «Газеты.Ru», опираясь на мнения очевидцев и свои источники.

Вопрос: кто начал столкновения?

Предчувствие того, что между активистами обоих противоборствующих лагерей, которых предостаточно в городе, будет побоище, витало в городе давно. Неприязнь росла два месяца и сдетонировала 2 мая, когда в город приехали футбольные фанаты харьковского клуба «Металлист», который в тот день играл с местным «Черноморцем». Фаны обоих клубов давно и последовательно поддерживали сначала «евромайдан», затем движение за единую Украину. В тот день и пророссийские активисты, и евромайдановцы мобилизовали своих сторонников и готовились к драке.

Ультрас начали шествие в поддержку единой Украины по центру города. На Александровском проспекте дорогу примерно тысяче человек перегородили около 300 активистов «антимайдана». Все они были экипированы щитами, средствами индивидуальной защиты, вооружены битами, палками, цепями и даже топорами. Позже оказалось, что многие вооружены травматическим и даже огнестрельным оружием. Сбор активистов днем ранее широко анонсировался в соцсетях, в том числе и с радикальными призывами к уничтожению «бандеровцев».

Драка завязалась моментально. В ход пошли камни, палки, брусчатка, затем «коктейли Молотова», бензин для которых сливали прямо из припаркованных на улицах автомобилей. Степень агрессивности и готовность к решительным действиям с обеих сторон были практически одинаковыми.

Ответ: Логика происходящего больше всего напоминала обычную фанатскую драку, и однозначно обвинить одну сторону (а значит, оправдать другую) не представляется возможным. Сторонники Майдана, правда, уверяют, что их противники сознательно пошли на конфликт, попытавшись остановить шествие, но очевидно, что на бойню были нацелены обе стороны.

Вопрос: Почему не вмешивалась милиция?

Это, пожалуй, самый острый и определяющий вопрос для понимания одесских событий, который наверняка будет давать основания для новых спекуляций.

Основные силы милиции традиционно были сконцентрированы около стадиона, как это всегда бывает в дни проведения футбольных матчей. Видео и фото с места столкновений свидетельствуют: немногочисленные сотрудники правоохранительных органов, находившиеся на месте столкновений, либо попросту бездействовали, либо помогали активистам «антимайдана» в повязках из красного скотча. Есть даже фотографии, на которых видно, как местные офицеры МВД проводят инструктаж среди этих активистов.

Особенно жестким противостояние стало после того, как активисты «антимайдана» из-за спин милиционеров начали стрелять из огнестрельного оружия. После смерти 17-летнего фаната его товарищи бросились в атаку с новой силой и намерением пойти до конца. Тут стрельба пошла уже с обеих сторон.

«Больше всего фанатов злил тот факт, что милиция не только не пыталась никого задерживать, наоборот, в те моменты, когда евромайдановцы могли окончательно разбить противника, милиция их прикрывала, — рассказывает «Газете.Ru» 34-летний одессит Олег, наблюдавший за происходящим из окна своего дома. — А те кидали «коктейли Молотова» и камни из-за спин милиционеров и солдат внутренних войск».

Уже вечером, когда антимайдановцы забаррикадировались в Доме профсоюзов и открыли с верхних этажей огонь по подступающей толпе, милиция снова не вмешалась. Практически всех одесситов, причем из обоих лагерей, сегодня возмущает тот факт, что во время бойни у Дома профсоюзов милиции не было вообще. Спасатели ехали к месту событий более часа, несмотря на то что ближайшая пожарная часть находится в пяти-шести минутах пешего хода, техника же может доехать еще быстрее. Прибывший на место пожара наряд МЧС тоже бездействовал. «Я лично пожарных не виню. Как они могли работать под пулями? Стреляли с обеих сторон регулярно. А менты не сделали ничего, чтобы дать пожарным возможность работать», — говорит 46-летний местный житель Николай. В эпицентр тех страшных событий он попал случайно — «пошел на шум».

Все это породило прямо противоположные версии. Либо, утверждают сторонники Майдана, правоохранители потворствовали протестующим, либо, настаивают наши источники в российских силовых структурах, это целенаправленная акция, спланированная в Киеве: якобы люди в красных повязках были провокаторами, и именно поэтому их инструктировали.

Последняя версия, безусловно, отдает конспирологией, но в принципе дальнейшее увольнение руководства одесского МВД ей не противоречит. Собеседник «Газеты.Ru» утверждает, что целью Киева было просто разогнать лагерь «антимайдана», а не устраивать кровавую баню в Доме профсоюзов. И тут силовики явно провалились.

Ответ: Бездействие сотрудников милиции — документально зафиксированный факт. Более того, одесский журналист Александр Сибирцев утверждает, что милиционеры предупреждали его о возможных столкновениях еще за несколько часов до трагедии. Раз они как минимум допускали возможный конфликт, значит, правоохранители в любом случае несут профессиональную и человеческую ответственность за гибель людей.

Вопрос: Что случилось в Доме профсоюзов?

Кровавая кульминация — пожар в Доме профсоюзов.

К тому времени центр событий переместился на Куликово Поле, где был разбит палаточный лагерь «антимайдана» с несколькими сотнями обитателей. Туда двинулись две колонны майдановцев. Одна — из центра города, состоящая из людей, жаждущих мести за нападение с применением огнестрельного оружия. Другая колонна в сопровождении милиции подошла от стадиона, где в 18.30 завершился футбольный матч.

Опасаясь избиения и, возможно, гибели, люди из палаточного лагеря вошли в здание Дома профсоюзов и построили у входа небольшое импровизированное укрепление. Известно, что в числе лидеров укрывшихся в Доме профсоюзов антимайдановцев были депутаты Одесского облсовета Алексей Албу (организация «Боротьба», экс-коммунист) и Вячеслав Маркин (Партия регионов, ранее призывал к избиениям журналистов).

Проукраинские активисты тут же заблокировали все выходы и забросали бутылками с зажигательной смесью. В здании начался пожар. Десятки людей отравились угарным газом. Некоторые выпрыгивали из окон.

Обе стороны применяли «коктейли Молотова»: осаждающие бросали их во входную дверь и в окна первого и второго этажей, осажденные отвечали тем же, бросая бутылки с зажигательной смесью в толпу из окон.

Пожар, охвативший центральную часть здания с первого по пятый этаж, начался практически одновременно в районе входа и в нескольких помещениях на третьем этаже. Причем на нескольких видеороликах видно, что огонь появился в помещениях с закрытыми окнами на третьем этаже еще до того, как началось возгорание у входа в здание, куда бросали «коктейли Молотова» осаждающие «евромайдановцы». По официальным данным, пожар начался именно внутри здания.

Надо сказать, что в этой завершающей фазе трагедии ее участники разделились. Одни майдановцы пытались спасти своих противников, бросая в окна веревки и используя разобранную сцену в качестве лестницы. Другие же продолжали забрасывать первый и второй этажи здания «коктейлями Молотова». Третьи с различной степенью жестокости избивали вышедших из горящего здания или эвакуированных антимайдановцев.

В это же время одни антимайдановцы, преимущественно со второго, третьего и четвертого этажей, пытались самостоятельно выйти из здания либо воспользоваться помощью своих противников и спастись. А другие с пятого этажа и крыши бросали «коктейли Молотова», камни, мебель и даже стреляли в тех, кто пытался спасать людей из горящего здания.

Только после 20.30 началось организованное тушение пожара спасателями. Тогда же за дело взялась и милиция. Сразу после локализации огня пожарные и милиционеры вошли в здание, началось задержание уцелевших.

Ответ: Главное, что можно понять из анализа свидетельств о происшедшем в Доме профсоюзов, — это то, что не было каких-то согласованных действий ни с той, ни с другой стороны. Люди действовали по ситуации, насколько это вообще возможно в такой панике. Это, в частности, свидетельствует против ходящей среди горожан версии о «слишком быстрой» смерти антимайдановцев: якобы некие координаторы (очевидно, от российских спецслужб) загнали их в Дом профсоюзов, а потом потравили газом, возможно, тем же, что использовался при штурме «Норд-Оста».

«Обычно у людей, которые находятся в здании, охваченном пожаром, есть довольно много времени, пока огонь сожжет кислород, — сказал «Газете.Ru» один из сотрудников украинского МЧС на условиях анонимности. — А тут только пожар — и сразу трупы. Очень странно».

Обосновывая эту версию, горожане и некоторые украинские журналисты утверждают, что забаррикадировавшиеся в здании не пытались спастись. Но, как сказано выше, это неправда.

Вопрос: Кому все это выгодно?

Главным итогом столкновений стала ликвидация одесского «антимайдана» как организованной силы. Это совпадает с обещаниями губернатора Немировского освободить Куликово Поле от «антимайдана» до 9 мая. Таким образом, губернатор может выглядеть потенциальным заказчиком провокации, чтобы сымитировать разгон «антимайдана» не силами милиции, а силами гражданских военизированных формирований и попросту толпы.

Еще одним возможным заказчиком провокации может быть и официальный Киев, которому также могла быть выгодна ликвидация лагеря на Куликовом Поле силами формирований вроде «Правого сектора» (организация запрещена в России), чтобы подать это как народный гнев против пророссийски настроенных граждан, а затем разогнать уже сам «Правый сектор» как незаконное вооруженное формирование, устроившее в Одессе настоящий погром.

Третьим потенциальным заказчиком может быть и российская сторона, которой нынешняя ситуация крайне выгодна, так как создает прекрасный повод для обвинений Украины в фашизме, притеснениях и даже уничтожении русскоговорящей части украинцев, неспособности властей поддержать порядок и тем самым оправдать эскалацию напряжения между странами, а то и ввод войск.

Происшедшее выгодно и сепаратистам. Они получили мощнейший повод для обвинений центральных и местных властей в бездействии и оправдание для своих дальнейших акций, подобных образованию республики в Донецкой области. Кроме того, очень многие одесситы либо отказали проукраинским силам в поддержке, либо стали еще больше радеть за федерализацию.

Но удивительно, что как победу расценили происшедшее и радикалы проукраинской направленности: с восторженными реляциями о символической победе над сепаратистами не первый день выступает немалое число сторонников «Правого сектора».

Ответ: Всем. В условиях нарастающего гражданского противостояния любая кровь используется каждой из сторон в свою пользу. А потому истинный ответ на вопрос, кому это выгодно, может быть только таким: никому. Выгоды на крови быть не может.