Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шойгу получил заказ

Дмитрий Медведев объявил о масштабной реорганизации правительства

Владимир Путин одобрил предложения главы правительства о ликвидации Рособоронзаказа и Рособоронзакупки, а также Министерства по региональному развитию. В первом случае речь идет о важной аппаратной победе Сергея Шойгу, во втором — о логичном конце ведомства, которое не справлялось со своими задачами.

Возвращение к истокам

Ликвидация Федеральной службы по государственному оборонному заказу (Рособоронзаказ) может считаться аппаратной победой главы Министерства обороны Сергея Шойгу, который еще в июне этого года направлял письмо президенту России Владимиру Путину, где изложил предложения о ликвидации Федеральной службы по гособоронзаказу.

В письме он объяснял, что функции этого ведомства дублируются другими федеральными министерствами. Источник, знакомый с ситуацией в военном ведомстве, отмечает, что произошедшее усиливает влияние Шойгу и его самостоятельность как политической фигуры:

«В плане закупок вооружений, траты бюджетных денег есть определенное соперничество, «а пряников сладких всегда не хватает на всех».

Это длительный процесс. Еще Черчилль уподобил советскую политику «битве бульдогов под ковром, и вдруг чей-то окровавленный труп выбросили на поверхность», и с тех пор ничего не изменилось. Разборка эта шла последние год-полтора, сейчас проклюнулась».

Рособоронзаказ был создан в 2003 году, и в его функции входил контроль над проведением тендеров на изделия военной промышленности, а также контроль за качеством продукции, выпускаемой предприятиями ОПК.

Во времена Анатолия Сердюкова это ведомство напрямую подчинялось руководству Минобороны, однако в 2012 году было выведено из-под его контроля указом президента и отдано в ведение правительства и лично куратора оборонного сектора вице-премьера Дмитрия Рогозина. В то время этот шаг объяснялся необходимостью сделать эту структуру более независимой от оборонного ведомства.

Возвращение значительной части функций Рособоронзаказа в ведение Минобороны, а также ликвидация Рособоронпоставки, таким образом, ослабляет Рогозина, который лишается важного рычага влияния на оборонное ведомство.

При этом проблемы с оборонщиками, подобные тем, что случались во времена Сердюкова, повториться не должны. В отличие от Сердюкова, неоднократно критиковавшего качество продукции отечественного ВПК, нынешний министр относится к нему с видимым пиететом.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов напоминает, что аудиторские функции ликвидированных ведомств отойдут Счетной палате и Федеральной антимонопольной службе, и это вызывает у него тревогу. «Оборонные расходы в нашей стране очень высокие. И нет ничего проще, чем разворовывать государственные деньги под покровом секретности. Поэтому функцию контроля за тем, как тратятся деньги, необходимо исполнять. Особенно в условиях экономической рецессии. Одно дело, когда денег много, и другое — когда расходы на образование и здравоохранение режутся, а военные — растут. В этом смысле растет необходимость профессионального корпуса аудиторов. Смогут ли это делать Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата, покажет только время».

Министерство трудной судьбы

Помимо решения об упразднении Рособоронзаказа и Рособоронпоставок Владимир Путин также поддержал предложение Дмитрия Медведева о ликвидации Министерства регионального развития. В ходе встречи с президентом глава правительства заявил, что «дальнейшая работа Министерства регионального развития нецелесообразна».

Функции Минрегионразвития после упразднения будут распределены между Минстроем, Минэкономразвития и Минкультуры.

«Хорошо. Мы с вами уже обсуждали это и раньше. Если вы сами считаете, что это целесообразно, то давайте так и сделаем», — ответил Путин.

«В последнее время Минрегион был достаточно проблемным ведомством. Реализация госпрограмм тормозила, а ведомство плохо находило общий язык с другими министерствами и ведомствами. Скорее всего, непосредственным поводом к принятию такого решения стали проблемы с исполнением программы по развитию регионов. В результате было принято решение закрыть эту неработающую структуру», — говорит «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.

В мае президент России Владимир Путин на заседании президентской Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России обратил внимание на то, что правительство до сих пор не выработало перечень приоритетных инвестпроектов и критерии их отбора.

Президент также обратил внимание на то, что в новой госпрограмме по развитию Дальнего Востока не отражен также целый ряд элементов инфраструктуры, включая строительство автодорог.

Министерство регионального развития Российской Федерации было образовано указом Владимира Путина от 13 сентября 2004 года. С октября 2012 года ведомство возглавлял Игорь Слюняев.

В задачи Минрегиона входили выработка и реализация госполитики, а также регулирование в сфере социально-экономического развития субъектов Федерации, административно-территориального устройства, координации отбора и реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов. Также министерство выступало в качестве государственного заказчика федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Федерации и муниципальных образований, занималось разработкой и согласованием методик выделения средств господдержки субъектам Российской Федерации.

Ослабление министерства, имевшее своим логичным завершением сегодняшнее расформирование, имеет давнюю историю.

Предшественник Слюняева Олег Говорун считался правой рукой Владислава Суркова. Вместе с ним Говорун работал в управлении внутренней политики администрации президента Путина. Получив назначение в маловлиятельное ведомство, он вступил в конфликт с собственными влиятельными заместителями, а также получил публичный выговор от Путина. В октябре 2012 года он написал заявление и покинул ведомство со всей командой.

А 1 ноября 2013 года было создано Министерство строительства и ЖКХ (Минстрой), которое возглавил бывший губернатор Ивановской области Михаил Мень, к нему перешли основные полномочия Минрегиона в соответствующих сферах. В результате за Минрегионом остались только функции территориального планирования и регулирования межнациональных отношений.

Идею создания Минстроя активно поддерживал Дмитрий Медведев, он же, по информации «Газеты.Ru», предложил кандидатуру Меня. Прежде глава Минрегиона Слюняев считался человеком премьера, говорили, в частности, о дружбе жен высокопоставленных чиновников. Но Слюняев, известный весьма конфликтным характером, испортил отношения и с бывшим патроном.

Уже тогда источники «Газеты.Ru» говорили о том, что Минстрой фактически подменяет Минрегион.

Между тем еще ранее было создано два отдельных «региональных» ведомства — Минвостокразвития и Минсевкавказразвития, к которым тоже ушла часть полномочий ведомства, которое, впрочем, продолжало параллельно курировать проекты на территории Дальнего Востока и Северного Кавказа. Позже с присоединением Крыма появилось также министерство, занимающееся развитием полуострова. Сегодняшнее решение, таким образом, вполне логично продолжает прежнюю аппаратную линию.

Руководитель Института стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев обращает внимание на формулировки, с помощью которых глава правительства обосновывал сегодняшнее решение. «Очень странное заявление сделал премьер Медведев, когда обосновывал сокращение Минрегиона: правительство переходит к региональному принципу управления — есть Минкрым, Минсевкавказ, Миндальвосток… Ну, давайте тогда переходить к созданию министерств по федеральным округам или даже надстроить каждый из 83 регионов своим министерством. Остальные министерства при этом сформированы по отраслевому принципу. Скрестили ужа и ежа? Это означает, что правительство окончательно похоронило итоги административной реформы, которую в начале 2000-х проводили Герман Греф и Эльвира Набиуллина. И которая доказала свою эффективность во многих других странах», — резюмирует эксперт.