Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

На старые проблемы новым «майданом»

Каким окажется 2015 год для Украины

Украина в прошлом году обновила все ветви власти: главой государства стал Петр Порошенко, была переизбрана Верховная рада и на основе парламентской коалиции сформирован новый состав кабинета министров. Однако проблемы у страны остались прежние: слабость власти, коррупция, конфликт в Донбассе. И, по мнению украинских экспертов, наступивший год может оказаться для их сограждан еще сложнее. Более того, вероятен даже новый «майдан».

Варяги не помогут с реформами

Украинцы, избравшие Порошенко, Яценюка и Турчинова руководить страной в критическое для нее время, ждут от них реализации обещанных до выборов реформ. Того же ожидают от украинских властей и их западные контрагенты, увязывая начало преобразований с предоставлением крайне необходимых Киеву кредитов.

В структуре госаппарата уже заметны серьезные перемены: проведена люстрация среди чиновничества и силовиков, сформирован новый орган по борьбе со взяточничеством — Антикоррупционное бюро. В состав правительства впервые в украинской истории вошли иностранцы: министром финансов стала гражданка США Наталья Яресько, Минэкономики возглавил литовец Айварас Абромавичус, за охрану здоровья украинцев теперь отвечает грузин Александр Квиташвили.

Однако «иностранный легион» в коалиционном правительстве пока восторга у украинского экспертного сообщества не вызывает.

«Никакие реформы они провести не смогут, — убежден директор киевского Института трансформации общества Олег Соскин. — Яресько, так называемая американка, подала дефицитный бюджет, в нем даже курс доллара не закреплен, они даже это спрогнозировать не могут. Не прописана и цена на газ, не прописаны бюджеты «Нефтегаза», Укравтодора… Это филькина грамота, а не бюджет. Он не будет выполнен».

«В новом бюджете 28% предполагается сократить на науку, культуру, образование. Это сотни тысяч человек. Они половину доходов потеряли на инфляции, и еще треть у них отберут по новому бюджету. Будут многочисленные увольнения», — предупреждает президент украинской Академии политических наук Николай Михальченко.

Но и это не все. Помимо дефицитного бюджета правительство подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые резко усиливают фискальное бремя для граждан страны. Значительно вырастут налоги на недвижимость, операции с валютой, будет продлен на весь 2015 год и повысится военный налог. «Просто затягивается фискальная удавка на людях. Это не реформы, а имитация, перекладывание бремени на народ», — возмущается Соскин.

По его мнению, время для реформ стремительно уходит.

«Агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Украины практически до дефолтного уровня. Золотовалютных запасов осталось чуть больше $8 млрд, а в любой момент нужно российскому Газпромбанку заплатить $3 млрд. У «Нефтегаза» этих денег нет. Еле сейчас отдали долг за первый квартал 2014 года $1 млрд 645 млн, потому что взяли кредит у Европейского инвестиционного банка. Денег в стране практически нет. Падение ВВП по году будет минимум 15%. Будет огромное минусовое сальдо платежного баланса, думаю, где-то $12 млрд. С такими показателями дефолт и экономический крах неминуем. Поэтому январь коалиция как-то протянет, а в феврале разразится кризис, начнутся мощнейшие выступления. Март будет чрезвычайно тяжелым, там начнутся какие-то качественные трансформации».

Николай Михальченко, впрочем, полагает, что дефолт Украины помогут отсрочить западные кредиты.

«Европа еще некоторое время будет помогать Украине. Они вместе с Америкой, с Международным валютным фондом ищут $15 млрд, чтобы Украина не оказалась в дефолте. Но если они и дальше будут видеть, что реформы не идут, то в помощи будет отказано. Европа начинает разочаровываться в Украине, об этом свидетельствует отказ Порошенко в визите в Брюссель. Единственное что держит Европу с Украиной, — это боязнь России. Помощь Украине — это лишь сдерживание агрессии России».

Коломойского и Порошенко объединит новый «майдан»

Свое неверие в способность руководства Украины провести жизненно важные для страны преобразования политологи аргументируют сохранением принципов функционирования государственной машины времен Януковича.

«Не меняется олигархическая модель управления государством. Не наносятся удары ни по клану Пинчука — Кучмы, ни по клану Ахметова, ни по клану Левочкина (Сергей Левочкин, глава президентской администрации при Викторе Януковиче, депутат Рады от «Оппозиционного блока». — «Газета.Ru»), ни по людям Януковича.

Усиливаются кланы семьи Порошенко, Яценюка — они заложили себе большие преференции. Порошенко не продал ни одного своего предприятия, как обещал, поэтому он пытается сейчас усилить репрессии в стране. Он пошел по пути клана Януковича», — объясняет Соскин.

«Не важно, какие новые законы принимаются, какие новые органы власти создаются, если кадры остались старые, — соглашается Михальченко. — Обещанные реформы не идут. Нет общих целей, нет понимания средств их достижения. Все эти разговоры о евроинтеграции, о стремлении в Европу не подтверждаются реальным положением дел».

Потому и обещанная борьба с коррупцией воспринимается экспертами весьма скептически.

«Как можно бороться с коррупцией, если все условия для нее остались? Если во власть назначаются мультимиллионеры, миллиардеры? Если основная часть назначенцев некомпетентна, просто представляет какие-то олигархические группы, кланы?» — недоумевает Соскин.

Тем временем обостряется противостояние президента и днепропетровского губернатора и олигарха Игоря Коломойского.

«У Коломойского очень мощные ресурсы: телеканал «1+1», Приватбанк, энергетические объекты, батальоны, группа депутатов в Верховной раде и так далее», — перечисляет Олег Соскин.

Нельзя исключить того, что противостояние с днепропетровским губернатором является одной из причин, почему Порошенко не спешит выдвигать претензии Ренату Ахметову, Виктору Пинчуку или Сергею Левочкину, чего неоднократно требовали активисты «майдана» и лидеры добровольческих батальонов.

«Пинчук, Ахметов и Левочкин — это органические союзники для Порошенко. Есть открытое столкновение между Коломойским и Пинчуком. Пинчук назвал Коломойского «террористом», тот через свои каналы обвинил его и Кучму в причастности к убийству Гонгадзе. Борьба Коломойского с Порошенко и Пинчуком будет нарастать», — предрекает Соскин.

Другого мнения придерживается Николай Михальченко.

Политолог уверен, что олигархические кланы забудут свои раздоры в случае возрождения «майдана» — главной опасности для их власти. «Коломойский тоже не самостоятельная фигура. Он входит в группу олигархов. Все разногласия между ним и Порошенко будут улажены в кабинете Порошенко. И это снова будет единая группа олигархов».

Коалиция рискует распасться

Проблема в том, что противоречия внутри постмайданной коалиции никуда не делись. «Раньше на Украине была монополия одной группы — Януковича, сейчас сложилась олигополия. В коалицию Порошенко, «Народного фронта», «Самопомощи», Радикальной партии и «Батькивщины» вошла значительная часть групп, выведенных в политическую плоскость в результате самой революции. Это и Тарасюк, очень много людей группы Тимошенко в «Батькивщине», представители региональных групп — братьев Балога, Садового, Левочкина… И там началась борьба», — поясняет Соскин.

По мнению политологов, еще один удар по коалиции нанесло принятие закона о расширении полномочий секретаря СНБО Александра Турчинова.

Как писала «Газета.Ru», прежде СНБО был совещательно-консультативным органом, который рассматривал вопросы в сфере безопасности и обороны и давал рекомендации, но не был уполномочен принимать решения. По новому закону Совет и его секретарь Турчинов могут вмешиваться и даже, в случае кризисной ситуации, руководить органами украинской власти, а также силовыми ведомствами и структурами. То есть секретарь СНБО Александр Турчинов фактически становится альтернативным центром власти в стране после президента, его уже называют «параллельным премьером».

«Коалиция крайне неустойчивая. В самой президентской администрации теперь два центра власти: сам президент и Турчинов во главе СНБО. Кроме того, растет напряжение между Порошенко и Яценюком», — замечает Михальченко.

Олег Соскин идет еще дальше. Он полагает, что голосование по СНБО фактически оформило раскол коалиции. «Батькивщина» не проголосовала в полном составе. Более 40 человек не проголосовало в «Блоке Порошенко» за этот закон о расширении полномочий. То же самое (в «Самопомощи» часть не проголосовала) и у Ляшко. В частности, Шухевич вообще назвал это государственным переворотом.

После принятия законопроекта, который за два дня до этого не смог собрать необходимое число голосов, поскольку, по мнению его критиков, не соответствует конституции, депутат от Радикальной партии Юрий Шухевич заявил, что Порошенко готовится к подавлению новой революции. «Есть мнение, что эта структура, которая теперь должна стать СНБО, это подготовка к тому, что если будут массовые беспорядки, социальные, экономические, это может использовать и Россия, и другие элементы, и что это будет орган борьбы с тем новым «майданом».

Принятие спорного закона вызвало нарекания даже у соратников Порошенко.

«Верховную раду переломали через колено. Если это пример поведения «нового поколения» политиков, может, пусть бы оставалось старое? Разве это не было уничтожением иллюзий и ожиданий?» — задался вопросом в своем фейсбуке журналист «Украинской правды» и депутат Рады от «Блока Порошенко» Сергей Лещенко.

Для прохождения законопроекта Порошенко и Яценюку потребовалась поддержка не входящих в коалицию депутатских групп из числа бывших сторонников Януковича.

«Часть коалиции не поддержала Турчинова, а депутаты, которые считаются людьми Януковича, — поддержали. Можно говорить о сговоре. Был сговор Яценюка, с одной стороны, и лидерами этих групп, с другой стороны. Это говорит о том, что де-факто произошел раскол коалиции, даже не трещина уже. И это только начало».

Между тем спорных и непопулярных законопроектов в ближайшее время ожидается немало, начиная с бюджета и налоговой реформы.

«Часть людей Ляшко и «Батькивщины» эти законы не поддержат. Да и из «Блока Порошенко» тоже. Тогда им придется обратиться за помощью к людям Януковича. Если они это еще раз сделают, чтобы протащить бюджет и эти драконовские налоговые законы, то к февралю коалиция распадется. А значит, Яценюка ждет отставка, нужно будет формировать новую коалицию со всеми вытекающими последствиями».

Впрочем, директор Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии Алексей Гарань считает ситуацию не столь драматичной.

По его мнению, расширение полномочий Турчинова доказывает, что президент и премьер способны договориться ради реализации требуемых обществом реформ.

«Сейчас-то и есть возможность для проведения реформ. Это сделать непросто, потому что в условиях войны проводить реформы очень и очень сложно. Но в парламенте есть большинство, то есть все факторы имеются, чтобы сложить в общую картинку и начать реформы — при условии сотрудничества президента и партии премьера. Назначение секретарем Совета национальной безопасности Турчинова из «Народного фронта» как раз говорит о том, что такое взаимопонимание возможно».

Новые протесты начнутся уже в ближайшие месяцы

Украинские эксперты едины в одном: политическое будущее государства будет в значительной степени зависеть от военных успехов на востоке страны. А здесь, в свою очередь, ключевую роль будет играть позиция Москвы.

Возможность триумфального вхождения украинской армии в Донецк и Луганск сегодня представляется весьма умозрительной. В то же время надежду на мирное урегулирование и воссоединение с Донбассом дает риторика высокопоставленных российских чиновников, вплоть до президента, которые в последние месяцы непрестанно подчеркивают, что Донбасс остается частью Украины. Впрочем, в Киеве по этому поводу особенно не обольщаются, напоминая, что вплоть до войны 2008 года Россия официально не признавала и Абхазию с Южной Осетией.

Но замораживание и даже урегулирование конфликта в восточных областях может не уберечь Украину от нового «майдана».

«Критичными для коалиции будут ближайшие шесть месяцев, — полагает Николай Михальченко. — Если за это время улица не ощутит улучшения своего положения, то протест выйдет на улицы. Народ начнет бунтовать. Уже сейчас мы видим многочисленные манифестации перед кабинетом министров, перед Верховной радой, в регионах… Напряженность в обществе будет нарастать. Доходы населения уже уменьшились на 50%. Это приведет к страшным потрясениям».

«Сейчас очень опасный момент, — согласен Олег Соскин. — В Раде уже лежит проект закона об упрощенной процедуре импичмента президента. Если он будет мешать аресту Кучмы, Пинчука и Ахметова, будет принят закон об импичменте, развалится коалиция, будет создана антипорошенковская коалиция. Это может произойти в феврале-марте, когда станет совсем туго, когда люди будут выть от холода, голода, отключений света».

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp