Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Ничего патриотичного, только бизнес

Возможный срыв поставок украинских двигателей создаст проблемы российским вертолетчикам

Ростех допускает возможность изменения сроков выполнения гособоронзаказа на поставку в армию и другие силовые структуры боевых и транспортных вертолетов. Причина этого решения — в возможных сбоях с поставками вертолетных двигателей с Украины и в невозможности перекрыть потребности в моторах силами российских предприятий. В этом случае главными обязательствами будут считаться зарубежные контракты, а российским военным придется подождать.

Начальник департамента коммуникации и информации Ростеха Василий Бровко сообщил «Газете.Ru», что в случае приостановления поставок со стороны «Мотор-Сич» производители будут вынуждены использовать возможности по реструктуризации гособоронзаказа, ориентируясь при этом на выполнение экспортных контрактов.

«У нас есть две ключевые задачи — поставки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) и экспортные поставки. Контракты по ВТС (военно-техническому сотрудничеству) срывать ни в коем случае нельзя, потому что это в первую очередь репутация страны и серьезные штрафные санкции.

Выполнение гособоронзаказа является ключевой задачей, но в рамках его реализации есть возможность реструктуризации поставок по ряду изделий. Это обычно долгосрочные цепочки производства, и внутри данного процесса есть возможность быть более гибкими, но это, безусловно, никак не должно влиять на обороноспособность страны», — пояснил Бровко.

Он добавил, что в случае необходимости в рамках исполнения ГОЗа и обеспечения экспортных контрактов у Министерства обороны есть в наличии необходимые резервы.

«Существуют резервы Минобороны, которые созданы как раз для преодоления таких кризисных ситуаций, и в худшем случае они будут использованы, чтобы обеспечить непрерывность поставок», — пояснил представитель Ростеха, отметив, что речь идет о достаточном количестве вертолетных двигателей, которые находятся в резерве у Минобороны.

При этом Бровко отметил, что данный вопрос уже прорабатывался с министерством.

«Мы этот вопрос начали прорабатывать с Минобороны в прошлом году. Руководство министерства знает об этих проблемах и понимает, что мы прилагаем максимум усилий, чтобы нормализовать эту ситуацию», — пояснил Бровко.

При этом он подчеркнул, что «Мотор-Сич» крайне заинтересован в поставках в Россию своей продукции, поскольку это пока единственный постоянный рынок сбыта для двигателей украинского производства, применимых для отечественных вертолетов.

Политика украинских властей, по его словам, может привести к тому, что в ближайшие годы «Мотор-Сич» может потерять своего основного потребителя в лице российских предприятий.

Алексей Григорьев, генеральный конструктор ОАО «Климов», единственного завода, который производит эти же двигатели в России, напротив, говорит, что приоритетная задача у «двигателистов» — выполнить гособоронзаказ.

«Мы в основном сосредоточены на ГОЗе, это наша зона ответственности и наши обязательства. А ВТС всегда было разменной монетой, и там расчет, где закупать двигатели, у нас или у «Мотор-Сича», всегда велся с точки зрения коммерции. Поэтому основные проблемы сейчас там, потому что в каких-то случаях Рособоронэкспорт напрямую покупал двигатели у «Мотор-Сича» и комплектовал ими вертолеты, которые шли на экспорт», — пояснил Григорьев.

Он отметил, что существующие запасы комплектующих позволяют «Климову» гарантированно выполнить гособоронзаказ на 2015 год.

«Это совокупная материальная часть и украинского, и российского производства. Даже если сейчас нам скажут «все, поставок больше не будет», мы все равно закроем ГОЗ на 2015 год, мы считаем для себя это задачей номер один», — подчеркнул Григорьев.

При этом он добавил, что полностью перекрыть потребности вертолетчиков в двигателях (около 500 единиц в год) завод сможет не раньше 2017 года.

«Где-то на рубеже 2017 года мы стыкуем наши возможности с потребностями «Вертолетов России». До 2017 года мы работаем в режиме дефицита», — пояснил Григорьев.

По его словам, максимум, что могут сделать завод и его российские поставщики, — это нарастить объемы производства до конца года на треть — со 100 двигателей, которые планировалось произвести в 2015 году, до 150.

«Если девять женщин посадить вместе, они за месяц не родят ребенка. Сейчас мы в этой ситуации. Есть кооперация, она исключительно российская. Каждый решает свою задачу. Мы стараемся максимально подвинуть «влево» сроки наращивания. Но мы не волшебники. Сегодня хоть залей это все деньгами, раньше определенного срока на эти объемы выйти нельзя. До этого какие-то нестандартные схемы (поставки украинских двигателей) придется использовать», — пояснил генконструктор «Климова».

При этом он подчеркнул, что ускорить темпы производства заводу сейчас помогают на всех уровнях власти.

«Сейчас только ленивый нам не помогает. Просто делать это, может быть, надо было немного раньше, не в течение крайнего года, когда реально все озабочены и помощь идет со всех сторон, а чуть пораньше. Наращивание темпов производства связано не только с установкой новых станков, но и оборудованием новых площадей. Это серьезные проекты, которые сплошь и рядом натыкаются на большое количество проблем, начиная от госэкспертизы и заканчивая выделением бюджетных денег», — отметил Григорьев.

По его словам, во многом в сложившейся ситуации виноват пятилетний контракт на поставку ежегодно 270 вертолетных двигателей на общую сумму $1,5 млрд, который «Вертолеты России» подписали с «Мотор-Сич» в ноябре 2011 года.

«Мы предупреждали об опасности заключения этого контракта. Оно очень сильно просадило нашу кооперацию с точки зрения темпов освоения.

По большому счету наращивание объемов производства произошло лишь в 2014 году, когда реально нарисовалась проблема с поставками с Украины. До этого каких-то серьезных подвижек по наращиванию собственного производства не было, оно выполнялось во вторую очередь.

А подписанный на несколько лет вперед контракт еще больше ослабил эту ситуацию. Если бы его тогда не случилось, сейчас бы мы говорили про объемы производства не 100–150, а 200–300 двигателей в год уже к концу этого года. Это вопрос упущенного времени, который в том числе возник из-за контракта, подписанного с «Мотор-Сич», — пояснил Григорьев.

При этом он подчеркнул, что украинское предприятие, несмотря на запрет киевских властей поставлять в Россию продукцию по линии военно-промышленного комплекса, продолжает выполнять контрактные обязательства и поставлять комплекты для сборки двигателей ТВ3-117. Последнюю партию комплектов двигателей «Климов» получил в январе 2015 года.

«У нас существовали и существуют обязательства со стороны «Мотор-Сич» поставлять нам комплектующие. И каких-то срывов в поставке нет. Но у нас ситуация полегче, чем у тех, кто получает готовые моторы», — отметил Григорьев.

По словам генконструктора «Климова», технологически украинский и российский двигатели не отличаются, разница лишь в технологии производства деталей. По словам Григорьева, у российских предприятий более современные станки.

«Российское оборудование технологически намного лучше: станки, линии более современные. У них просто отлаженное производство, рассчитанное на тысячи двигателей. Но рано или поздно мы тоже выйдем на такие объемы. Одна из проблем была в том, чтобы старую конструкцию переложить на современные технологии. Но мы с этим справились, и процесс производства уже отлажен. По своей части нам ничего не мешает полностью обходиться без украинских комплектующих. Просто нужно время, чтобы нарастить темп производства», — сказал Григорьев.

При этом он отметил, что, если поставки «Мотор-Сич» не прекратятся, в продукции «Климова» в 2015 году на один полностью российский двигатель будет приходиться три, собранных из украинских комплектующих.

Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что украинские власти не будут полностью перекрывать возможность поставки в Россию украинских двигателей.

«Все отлично понимают, что это палка о двух концах. С одной стороны, может быть, Украине и хочется насолить соседу, а с другой стороны — в Запорожье было несколько крупных предприятий, на которых держалась вся отрасль: автомобильный завод, сталелитейный, магниевый и «Мотор-Сич». После остановки стального и автомобильного производства единственным дееспособным предприятием остался «Мотор Сич», который генерирует выручку, в том числе валютную, и обеспечивает порядка 20 тыс. рабочих мест.

Сделав так, чтобы «Мотор-Сич» не смог сотрудничать с Россией, украинские власти фактически это предприятие уничтожают»,

— отметил Пантелеев.

Вместе с тем он одобрил идею Ростеха пожертвовать внутренними поставками вертолетов ради выполнения внешних обязательств.

«Несколько пролонгировав поставки вертолетов для собственных силовых структур, мы сможем выполнить экспортные контракты. За предыдущие пару-тройку лет в армию и другие силовые структуры было поставлено большое количество новых вертолетов, так что самые насущные потребности там уже закрыты», — пояснил Пантелеев.

Получить комментарий в Минобороны России не удалось, телефоны пресс-службы ведомства не отвечали. В приемной гендиректора «Мотор-Сич» Вячеслава Богуслаева отказались с ним соединять. При этом в сентябре 2014 года Богуслаев заявлял, что, несмотря на запрет, контракты с российскими предприятиями выполняются в срок и без отставания от графика.

Стоит отметить, что в среду замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Анатолий Пунчук заявил, что Россия до конца года выполнит все обязательства по поставке в Индию 71 военно-транспортного вертолета Ми-17В-5, из которых 48 машин уже передано.