Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Навальный снова всех «удивил»

Вместо одной демократической коалиции сформируются сразу две

Попытка создать объединенную демократическую коалицию закончилась очередным расколом: вместо одной коалиции появятся сразу две. Для ряда оппозиционных политиков, включая Геннадия и Дмитрия Гудковых, условия Михаила Касьянова и Алексея Навального оказались неприемлемыми. Эксперт «Газеты.Ru» считает, что оппозиция давно должна была разделиться на умеренное и более радикальное крылья.

Распад коалиции, которая толком не успела состояться, начался с малозначительного, казалось бы, повода.

Яблоком раздора стала Калужская область. Это один из трех регионов, где представители коалиции намерены побороться за места в заксобрании.

Через неделю после создания объединения Леонид Волков объяснил журналистам, что баллотироваться все кандидаты будут по спискам РПР-ПАРНАС, а отбор проходить с помощью праймериз.

Эта идея сразу вызвала неприятие у Андрея Нечаева, который выступает против того, чтобы его кандидаты в этом регионе баллотировались не по спискам «Гражданской инициативы».

Прямо перед первыми майскими праздниками Нечаев и Навальный встретились. Навальный написал в Twitter многообещающее сообщение: «Встретились с Андреем Нечаевым. Всё будет хорошо, коалиция есть».

Однако сам Нечаев рассказал «Газете.Ru», что после майских праздников, «в районе 11-го числа», между ними должен был состояться еще один разговор, где уже окончательно было бы решено, кто и по каким регионам идет. Лидер «Гражданской инициативы» рассчитывал, что ему оставят Калугу.

И тут Навальный опубликовал заявление коалиции, в котором еще раз подтвердил, что ее представители не намерены отступать от своих принципов в Калужской области. Подписи «Гражданской инициативы» под заявлением, разумеется, нет.

Сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов полностью поддержал Навального, заявив, что участники коалиции идут только по спискам РПР-ПАРНАС: «Это обсуждению не подлежит». В разговоре с «Газетой.Ru» политик добавил, что из-за Нечаева никто менять решение по Калужской области не будет: «Мы уважаем Нечаева. Но мы приняли решение, а он через три дня сказал, что тоже хочет».

Несогласие Нечаева объясняется тем, что у его «Гражданской инициативы» сейчас нет ни одного депутата в региональных парламентах. А это значит, что по действующему законодательству для участия в выборах в Госдуму партии придется собирать 200 тысяч подписей. РПР-ПАРНАС от этого требования освобождается, так как у них уже есть региональный мандат в Ярославской области.

И если ситуация останется неизменной и после сентябрьских кампаний, желающим поучаствовать в думских выборах останется присоединиться к ПАРНАСу на его условиях, объясняет замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Между тем, по мнению политолога, лидер «Гражданской инициативы» считает, что у него есть хорошие шансы на успех в области: в регионе не все довольны губернатором области Анатолием Артамоновым, и, видимо, у Нечаева есть какие-то контакты с местными элитами, тем более что он работает с экс-мэром Калуги Виталием Черниковым.

Таким образом, Нечаев рассчитывал на ведение в будущем коалиционных переговоров, что называется, «с позиции силы».

В беседе с «Газетой.Ru» он сказал, что все еще рассчитывает, что предстоящая встреча или ее отсутствие расставит окончательные акценты в ситуации.

«Но если это не пробный шар, а окончательная жесткая позиция, то случится самое худшее, мы будем конкурировать в ряде регионов».

По его словам, была предварительная договоренность, что в обмен на Калужскую область «Гражданская инициатива» не выставит своих кандидатов в Новосибирской области, где также планирует участие коалиция. Но теперь и эта договоренность может стать недействительной, если Навальный не откажется от своей линии.

«Все очень удивлены и не понимают, что такое. Договорились пообщаться после праздников, вдруг они публикуют такое заявление», – говорит муниципальный депутат одного из районов Москвы Максим Кац, которого Нечаев пригласил поучаствовать в своих предвыборных кампаниях.

По его словам, Навальный со своими сторонниками пренебрегает договоренностями не делать публичные заявления, тем самым исключает из процесса несогласных с ним участников. В результате им фактически ставят ультиматумы.

Оппозиционер Геннадий Гудков посетовал на то, что нечто подобное произошло уже при создании коалиции. Тогда прошла встреча, на которой присутствовали лидер «Демократического выбора» Владимир Милов, Михаил Касьянов, Алексей Навальный, Андрей Нечаев, Владимир Рыжков. По словам Гудкова, участники встречи планировали собраться еще раз после майских праздников и обменяться своими вариантами коалиционного соглашения.

Однако вместо этого Навальный и Касьянов уже на следующий день представили свои условия как окончательные.

«Давайте называть вещи своими именами. Объединенной оппозиции не получилось. Есть коалиция Партии прогресса с Навальным, РПР-ПАРНАС с Касьяновым и Владимира Милова с «Демократическим выбором», — констатирует политик.

Гудков подчеркивает, что это «их право» и он сам готов им помогать и считаться с их интересами. Но это возможно, только если будут учитываться интересы всех представителей оппозиционного спектра.

Политик уверен, что отрезанным от коалиции политическим лидерам теперь придется формировать вторую колонну оппозиционной коалиции: «Я теперь говорю очень осторожно, поэтому надеюсь, что в нее войдут Гудковы, Рыжков, Нечаев и ряд других наших товарищей».

Его сын, депутат Госдумы Дмитрий Гудков отмечает, что нельзя строить коалицию по принципу «мы все решили, а вы можете присоединяться или нет».

По словам парламентария, вопрос не только в Калуге: «Мы изначально сказали, что готовы к любому варианту сотрудничества, если будет сформирован механизм, когда решения будут приниматься совместно, чтобы впоследствии никого не могли выкинуть».

«Оппозиция разделилась на два крыла – более решительное и более умеренное», – заключает Геннадий Гудков.

Макаркин считает, что предпосылки подобного разделения были косвенно заметны и раньше. В частности, после убийства сопредседателя РПР-ПАРНАС Бориса Немцова часть оппозиционеров прямо объявили виновным в убийстве Путина, а часть предлагали составить к нему обращение с различными предложениями по расследованию убийства: «Если ты делаешь такие обращения к президенту, ты его автоматически не обвиняешь».

Кроме того, не все однозначно восприняли идею Касьянова с обращением к властям США по созданию списка журналистов, которым будет запрещен въезд на территорию этой страны.

Различие в этих позициях играет роль и на выборах. Ряд региональных элит готовы попробовать поработать с умеренными демократами типа Нечаева, но радикальные оппозиционеры, на которых сразу ополчатся все государственные СМИ, вряд ли будут таким же приемлемым вариантом.

Политолог тем не менее считает, что коалиция возможна, но уже после сентябрьских выборов, когда станет понятна окончательная расстановка сил:

«Если у Нечаева не пройдет идея с получением мандата, то, скорее всего, ему придется договариваться заново, так что сейчас далеко не заключительная фаза переговоров».

Макаркин также напоминает, что помимо описанных выше партий еще существует «Яблоко», которое не стоит скидывать со счетов. Партия имеет еще более привилегированное положение. Помимо права не собирать подписи на выборах в Госдуму у нее есть государственное финансирование.

Однако у «Яблока» еще более жесткие идеологические требования для тех, кто хочет идти по их спискам.

Партия «Яблоко» пойдет на выборы почти во всех регионах, в том числе и Костроме, Калуге и Новосибирске, сказал «Газете.Ru» лидер «яблочников» Сергей Митрохин.

«С коалицией проведем переговоры и попробуем обойтись без растаскивания результатов, — ответил Митрохин на вопрос об общем с либеральной коалицией электорате. — Что касается приема в наши списки, мы открыты, но берем не «с улицы», а тех, кто согласен с документом нашей политической альтернативы. Там прописано несогласие со сталинизмом и национализмом».