Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Между холокостом и аятоллами

Европейский визит президента Ирана Хасана Роухани омрачен обвинениями в антисемитизме

ЮНЕСКО раскритиковала Иран за готовящийся в Тегеране конкурс карикатур на тему холокоста. Традиционно антисемитский флер конкурса может омрачить первый за 16 лет визит иранского президента в Европу. В среду Хасан Роухани приехал из Италии во Францию. Здесь ему пригодится весь дипломатический талант, чтобы и уважить европейские ценности, и не дать повода конкурентам в Тегеране обвинить его в предательстве иранских ценностей.

27 января ЮНЕСКО сообщила израильским СМИ, что генеральный директор организации Ирина Бокова направила официальную жалобу властям Ирана. В этом письме Бокова выразила возмущение конкурсом карикатур на тему холокоста. Обращение ЮНЕСКО приурочено к Международному дню памяти жертв холокоста — массового уничтожения евреев нацистской Германией с 1933 по 1945 год.

Письмо Боковой — реакция ЮНЕСКО на призывы израильских дипломатов обратить внимание на антисемитский конкурс в Иране, сообщает The Jerusalem Post.

Сам конкурс должен пройти летом. В нем примут участие художники из более чем 50 стран. Победитель конкурса получит $50 тыс. Как утверждают организаторы будущей выставки, мероприятие «не одобряет и не опровергает» холокост.

Однако эта фраза не убедила представителей ЮНЕСКО, организации ООН по вопросам образования, науки и культуры. Как заявил The Jerusalem Post один из сотрудников организации, тегеранский конкурс карикатур о холокосте «полностью противоречит духу ЮНЕСКО и действующим программам организации, которые развиваются десятилетиями».

Реакция ЮНЕСКО может бросить тень на примирительный визит президента Ирана Хасана Роухани в Европу — первый после снятия с Ирана международного режима экономических санкций. В понедельник иранский лидер прибыл с визитом в Италию, где встретился с премьером страны Маттео Ренци и папой Римским Франциском. Сегодня начинается французский визит Роухани.

Прикрыли наготу

Итальянское правительство настолько стремилось произвести хорошее впечатление, что прикрыло ширмами нагие классические статуи в зале Капитолийского музея, где Роухани встречался с Ренци. Кроме того, другая гордость Италии — вино — исчезло из меню на всех встречах с иранской делегацией.

Встреча шиитского богослова Роухани с главой Ватикана также прошла в самом примирительном тоне. 26 января духовные лидеры проговорили за закрытыми дверями необычно долго для официальных встреч папы — 40 минут. Они обсудили пути урегулирования ближневосточного конфликта и решения проблемы терроризма. И Роухани, и Франциск говорили о взаимопонимании и диалоге культур.

После встречи иранский президент просил папу помолиться за него. Понтифик ответил, что он «надеется на мир».

Предыдущая встреча иранского лидера и главы католической церкви состоялась в 1999 году. Тогда на президентском посту в Иране был Мохаммад Хатами, а на Святом престоле — Иоанн Павел II. Оба говорили о примирении, которое, очевидно, в контексте отношений Ирана и Запада остается актуальным.

Как и 17 лет назад, Италия стала первой европейской страной, которую посетил президент Исламской Республики после нормализации отношений с Западом и ослабления антииранского санкционного режима в январе. Дело в том, что Италия в середине 2000-х была крупнейшим торговым партнером Ирана из числа стран Евросоюза. И теперь Рим всерьез рассчитывает наверстать упущенное за многолетний период санкций.

За два дня визита Роухани между Исламской Республикой и Италией было заключено контрактов на $18,4 млрд.

Иран — за свободу слова

Во Франции, куда Роухани приехал 27 января, иранскому лидеру будет сложнее. Это заметно даже по вину. В отличие от итальянских властей французские отказались изменять своему протоколу и убирать алкоголь из обеденного меню по требованию коллег из Исламской Республики, сообщает «Би-би-си». В итоге было принято решение перенести встречу президента Франции Франсуа Олланда и его иранского коллеги на послеобеденное время.

Впрочем, Францию и Иран давно связывают особые отношения. До Исламской революции обучение во Франции было особенно популярным у молодых людей из высшего иранского общества. Во французской эмиграции жил и будущий основоположник Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни. Франция активно развивала экономические проекты вместе с Ираном, в том числе производство автомобилей по французской лицензии.

Дискуссия об антисемитских карикатурах о холокосте во Франции вызовет более пристальное внимание, чем могла бы в Италии. Весь прошлый год местные, да и многие международные СМИ горячо обсуждали антиисламские карикатуры журнала Charlie Hebdo, которые стоили жизней девятерых сотрудников редакции.

7 января 2015 года в редакцию ворвались двое террористов-исламистов, которые открыли огонь по находящимся там людям. Общее число жертв нападения — 11 убитых и 11 раненых. После этого на улицы французских городов вышли сотни тысяч людей, чтобы заявить о европейских ценностях и своих правах на свободу слова.

Ожидается, что Роухани сегодня будет говорить и о свободе слова, и о неполиткорректных карикатурах. Президент Ирана планировал встретиться с представителями ЮНЕСКО и обсудить значение Международного дня памяти жертв холокоста. Там же от Роухани будут ждать более четкой позиции относительно скандального конкурса карикатур о холокосте, который проходит в Иране регулярно и обычно сопровождается обвинениями в антисемитизме со стороны иностранных правозащитников.

Роухани вряд ли будет говорить о восприятии еврейского геноцида, принятого среди консервативной части иранского общества, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин.

«Хасан Роухани — лидер политического крыла так называемых либеральных реформаторов, которые сейчас находятся во главе исполнительной власти Ирана. Они впервые за много лет стали делать заявления, что холокост — это действительно трагедия еврейского народа», — рассказал Сажин «Газете.Ru». Между тем это не отменяет общий антиизраильский дискурс Ирана, который Роухани поддерживает.

Ту же позицию иранский политик, вероятнее всего, будет высказывать и во Франции. Роухани прекрасно понимает, что от его слов в Международный день памяти жертв холокоста зависит будущее экономических взаимоотношений Тегерана и Парижа, особенно на фоне резко открывшегося окна возможностей для совместных бизнес-проектов.

Иран хочет купить у французской Airbus более ста самолетов, ожидая увеличения числа коммерческих рейсов между Европой и Исламской Республикой. Кроме того, в преддверии французского визита Роухани шли переговоры о контрактах с автопроизводителями Peugeot и Renault.

Консерваторы не дремлют

Антисемитизм активно использовал в своей политической риторике бывший президент страны Махмуд Ахмадинежад. Он публично отрицал существование холокоста и заявлял о том, что «Израиль должен быть стерт с карты мира».

В 2006 году Ахмадинежад велел провести в Тегеране международный конкурс сатирических карикатур на тему еврейского геноцида. Конкурс задумывался как ответ на карикатуры с изображением пророка Мухаммеда, которые были опубликованы датской газетой Jyllands-Posten.

В Иране есть собственная еврейская община, которая насчитывает более 9 тыс. человек. Среди ее представителей есть депутаты парламента. В Тегеране находится 13 синагог. Местные евреи чувствуют себя в стране относительно спокойно — даже несмотря на жесткую антиизраильскую риторику, которой принципиально придерживается иранское руководство.

Во Франции Роухани придется лавировать между антиизраильским дискурсом и примирительной позицией по холокосту, считает Владимир Сажин. Слишком либеральные заявления Роухани о евреях могут пошатнуть власть президента в самом Иране. «В Исламской Республике до сих пор сильны позиции радикальных фундаменталистов, которые далеко не в восторге от Роухани и его соратников, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Консервативное крыло будет использовать любой повод для того, чтобы снизить влияние Роухани внутри Исламской Республики».

26 февраля в Иране будут выбирать состав двух важных институтов: парламента-междлиса и совета экспертов. Второй особенно важен, потому что только совет имеет право смещать верховного руководителя Ирана — рахбара и назначать нового в случае его смерти.

Нынешний рахбар Ирана, аятолла Али Хаменеи, последние 20 лет большую благосклонность питал к консерваторам, а не реформаторам. Это подтверждает тот факт, что 26 января в число кандидатов в члены совета экспертов не прошел влиятельный союзник Роухани — Хасан Хомейни, внук основателя современного Ирана аятоллы Рухоллы Хомейни, заложившего основы нынешней теократии в стране.

Новости и материалы
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Все новости