Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

РПЦ и Украина: раскалывай и властвуй

Отделение УПЦ от РПЦ укрепляет православный раскол, но усиливает влияние Москвы

Прошедший в Москве Архиерейский собор РПЦ принес две сенсационные новости: об отделении Украинской православной церкви от Московского патриархата и одновременно о начале переговоров о воссоединении РПЦ с непризнанным ей Киевским патриархатом. Эти события укрепляют раскол мирового православия, но также открывают возможность к упрочению влияния Московского патриархата на Украине.

Решение объявить о независимости Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) от Москвы, которое было объявлено на Архиерейском соборе, было ярким началом важного религиозного события.

Как рассказал «Газете.Ru» осведомленный источник в УПЦ, решение о предоставлении независимости было согласовано с Московским патриархатом заранее, и «естественно, что просьбу озвучил предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий». На соборе он представил доклад с предложениями изменить устав Церкви, который сделает Украинскую православную церковь формально самостоятельной и автономной от РПЦ.

«Фактически остался статус-кво, — объяснил собеседник «Газеты.Ru». — Просто то, что было прописано было в Томосе 1990 года, вошло теперь в Устав РПЦ (с 2000 года в РПЦ новый устав)».

«Ничего нового в отношении УПЦ, что уже было на практике, в этих поправках не сформулировано. Поправки — это фиксация и прояснение реального статуса УПЦ. Фактически это раскрытие понятия «самоуправляемая Церковь с широкой автономией», — добавил источник «Газеты.Ru», близкий РПЦ.

Ранее в главе ХI Устава РПЦ «Самоуправляемые Церкви» была приписка: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси».

«Теперь вместо приписки в главе XI появилась отдельная глава, в которой и описываются права УПЦ», — добавил собеседник «Газеты.Ru» из УПЦ.

По его словам, главная причина внесения поправок — законопроекты, которые разрабатывают в Верховной Раде Украины.

В них есть попытка ограничить права религиозных объединений «с административным центром в стране-агрессоре», то есть в России. «Теперь Устав четко прописывает, что центр управления УПЦ — в Киеве, а потому УПЦ не подпадает под действие этого законопроекта, если его примут», — рассказывает источник.

«Мать» независимости

Впрочем, этим влияние украинско-российских политических противоречий на Архиерейский собор не исчерпалось.

Другая проблема, ставшая очевидной в ходе Архиерейского собора, — взаимоотношения между УПЦ МП (теперь уже формально автономной от Москвы) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП), которую РПЦ не признает вовсе.

УПЦ КП с 1992 года настаивает на получении автокефального (независимого) статуса, однако до сих пор не признана ни одной из канонических православных Церквей мира.

Изначально в СМИ просочилась информация о письме главы УПЦ КП Филарета, в которой тот якобы каялся за раскол, случившийся в украинском православии в 1992 году, и предлагал возобновить переговоры с Московским патриархатом об урегулировании взаимоотношений.

Архиерейский собор РПЦ ответил на письмо собственным заявлением. «Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. После горестных двадцати пяти лет раздоров, насилия, взаимной неприязни, обид и нестроений, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства», — гласил этот текст.

Кроме того, по данным РИА «Новостей», РПЦ намерена создать комиссию для переговоров с УПЦ КП, которую может возглавить председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Эти шаги в Киеве, очевидно, не оценили. «Никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат, потому что мы имеем свое государство», — заявил Филарет на пресс-конференции 1 декабря. По собственным словам, его письмо неправильно поняли: ни о каком воссоединении с Московским патриархатом не может быть и речи, а УПЦ КП настаивает на автокефалии для всех православных Церквей на Украине.

Более того, Филарет подчеркнул, что УПЦ КП будет поддерживать законопроекты Верховной Рады о религиозных объединениях, призванные уменьшить культурное влияние России на Украине.

По словам Филарета, примирение УПЦ КП и РПЦ не состоялось, потому что его послание было неправильно трактовано. Однако в этом контексте важен сам факт того, что эти религиозные общины признали, что диалог о примирении может начаться.

По словам собеседников «Газеты.Ru», центральной темой, которая разделяет УПЦ КП и РПЦ — это вопрос автокефалии.

«По уставу РПЦ, Архиерейский собор не имеет власти предоставлять автокефалию. Это компетенция Поместного собора», — рассказал источник в РПЦ. Впрочем, он признает: дискуссия об автокефалии неизбежно выводит ее участников на зыбкую почву, которая не одно столетие разделяет православный мир.

«В семье православных Церквей нет общепризнанной процедуры признания новой автокефалии, — объясняет осведомленный источник из УПЦ. — Первая версия — автокефалию объявляет «мать-Церковь». В этом случае тоже неоднозначно, кто кому мать. Исторически православие пришло в Киев из Константинополя. Кроме того, в 1686 году Киевская митрополия была присоединена к РПЦ, что многими считается незаконным. Таким образом, и исторически, и юридически Константинополь считает себя в праве предоставлять автокефалию как «Церковь-мать». Но на сегодня УПЦ — часть РПЦ, и в этом смысле при ее отделении (получении автокефалии) она отделится от РПЦ, то есть здесь Церковь-мать — РПЦ».

Вторая версия: автокефалию кому бы то ни было в мире предоставляет только Константинополь. «Именно поэтому не признается автокефалия «Православной Церкви в Америки», которая была предоставлена РПЦ в 1970 году, но до сих пор не признана греческими поместными Церквами», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

Главный по Украине

Предыдущий этап спора вокруг автокефалии произошел в июле прошлого года, когда завершился провалом Всеправославный собор на Крите, который должен был объединить все православные епархии мира — впервые за 300 лет.

Однако в соборе отказались принимать участие Болгарская, Грузинская и Антиохийская (объединяет часть ближневосточных земель, а также арабские приходы в Северной и Южной Америке) церкви. Позже к их числу присоединилась и РПЦ. Судя по официальному заявлению РПЦ, немалую часть вины за противоречия она возлагает на Константинополь (патриарх Константинопольский Варфоломей управляет епархией из Стамбула).

«Вопрос о процедуре признании автокефалии должен был обсуждаться на всеправославном соборе, но на Критский собор он не был вынесен. Да и сам Критский собор не стал всеправославным, потому что в нем не участвовали четыре церкви», — заявил один из осведомленных собеседников «Газеты.Ru».

Тогда же были слухи, что УПЦ КП просила патриарха Константинопольского Варфоломея решить вопрос об украинской автокефалии — в обход Московского патриархата. Впоследствии организаторы Критского собора эти слухи опровергли.

Во время собора источники «Газеты.Ru», близкие к РПЦ, объясняли суть кризиса внутрицерковной политикой.

«Глубинные расхождения заключаются в том, что Константинопольский патриархат и союзные ему поместные церкви, имеющие грекоязычную иерархию, рассматривают своего патриарха как церковного монарха. А РПЦ, а также многие национальные церкви считают, что православная церковь устроена как сообщество равных независимых церквей (по аналогии с суверенными государствами) и над ними не может быть никакого «монарха», — рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Очевидно, решение РПЦ прописать в своем уставе самостоятельность УПЦ МП закрепляет тренд на расхождение позиций Константинополя и Москвы. С точки зрения православного единства это выглядит тревожным сигналом. Но одновременно с этим Московский патриархат повышает политические ставки на Украине.

Закрепив автономность украинского православия, РПЦ поставила киевские власти перед сложным выбором: либо продолжать борьбу с российским влиянием в двух православных епархиях, обе из которых теперь подчиняются Киеву, либо менять подходы, пока ведущие лишь к углублению религиозного раскола.

В любом случае, на этом фоне дискуссия между Москвой и Киевом как об объединении, так и об автокефалии вновь может измениться. Причем РПЦ в этом контексте будет выглядеть одной из тех инстанций, которая может решить эти вопросы самостоятельно и без согласования с Константинополем.

Новости и материалы
Жена Фьюри трогательно обратилась к мужу после его поражения от Усика
Воздушную тревогу объявили в Севастополе
Депутат Рады назвал «безумием» запрет США бить по территории России
Спецборты МЧС РФ, вылетевшие в Иран, возвращаются в Россию
Неизвестный угнал и разбил патрульный автомобиль с полицейским внутри
ВСУ начали массированный обстрел Запорожской области
Премьер Эстонии заявила, что НАТО уже начало обучать солдат ВСУ
Посол Украины потребовала от США разрешения бить западным оружием по России
Китай ввел санкции против трех американских компаний
Глава крымского парламента заявил, что будущее Харьковской области — в составе РФ
Стало известно о здоровье Хлебниковой после пожара: «Курить не бросила»
В Пермском крае соседи спасли из горящего дома семью с младенцем
Гвардиола расплакался из-за Клоппа
Во Франции призвали разрешить ВСУ бить по территории России поставляемым оружием
Фьюри обратился с необычным предложением к Усику
Экс-солистка «Комбинации» о пластике: «Говорят, что я с перекошенным лицом»
В Красноярском крае рыбак застрял на острове на середине реки
Стало известно, сколько первый вице-президент Ирана будет исполнять обязанности главы страны
Все новости