Размер шрифта
Размер шрифта
А

Самая большая звезда

Обнаружена звезда в 300 раз массивнее Солнца

Обнаружена звезда, масса которой более чем в 300 раз превышает массу Солнца, что окончательно переворачивает представления астрономов о том, насколько массивными бывают звезды. Ведь ранее считалось, что они могут быть тяжелее Солнца не более чем в 150 раз.

Последние разработки в области астрономических наблюдений и находящийся в Чили мощный комплекс восьмиметровых телескопов VLT (Very Large Telescope, в переводе с английского — «очень большой телескоп») Европейской южной обсерватории (ESO) позволили астрономам добиться новых успехов в исследовании космического пространства. <3>Изучая на этом инструменте два молодых скопления звезд (NGC 3603 и RMC 136a) и используя архивные снимки с космического телескопа имени Хаббла, профессор астрофизики из Университета Шеффилда Пол Краутер и его коллеги обнаружили несколько очень примечательных звезд. Результаты их работы опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Все они более чем в семь раз горячее Солнца (их температура составляла 40 000 К), их радиус превышает солнечный в несколько десятков раз, а по яркости эти звезды больше нашего светила в несколько миллионов раз.<1>

Одна из этих звезд, R136a1, является самой большой звездой, которую когда-либо наблюдало человечество.

«В отличие от людей, такие звезды рождаются массивными и теряют массу, по мере того как взрослеют, — комментирует открытие Пол Краутер. — Чуть более одного миллиона лет назад звезда R136a1 уже находилась в «среднем возрасте» и потеряла более 50 масс Солнца».

Моделирование показало, что текущая масса этой звезды составляет 265 масс Солнца, а при рождении она была тяжелее Солнца в 320 раз!

Как говорит астрофизик Рафаэль Хирши из Университета города Киль (Великобритания), если бы в Солнечной системе вместо Солнца оказалась звезда R136a1, то продолжительность одного оборота Земли по своей орбите сократилась бы до трех недель, но самое главное — планета подвергалась бы мощному ультрафиолетовому излучению, которое сделало бы невозможной жизнь на ней.

Своей работой британские ученые установили новую «верхнюю границу» масс звезд, которая теперь составляет фантастические 300 с лишним масс Солнца. До этого считалось, что максимально возможная масса звезды не может превышать солнечную более чем в 150 раз, ибо в противном случае в звезде не могут протекать ядерные реакции и сама она будет неустойчивой.

Но, видимо, есть некий механизм, который позволяет существовать массивным звездам хотя бы несколько миллионов лет.

«Либо она изначально родилась такой массивной, либо более мелкие звезды слились для ее образования», — предполагает Пол Краутер.

Для сравнения напомним, что возраст нашего Солнца составляет порядка 10 миллиардов лет.

Отличительными особенностями таких очень массивных звезд являются большая яркость и мощный «звездный ветер» — истечение вещества звезды, за счет которого, в частности, R136a1 потеряла уже около 50 масс Солнца. <4>Согласно современной теории эволюции звезд, светила массой от 8 до 150 солнечных масс завершают свою жизнь взрывом сверхновой (или гиперновой, если речь идет о звезде массой более 100 солнечных масс), оставляя после себя нейтронную звезду или черную дыру. У астрономов есть серьезные основания полагать, что как гиперновые взрываются так называемые «сверхновые, нестабильные к образованию электрон-позитронных пар» (pair-instability supernova). У астрономов имеются на примете «кандидаты» в такие звезды, о чем «Газета.Ru» писала уже неоднократно.

Но приходится признать, что пока астрономы далеки от получения ответов на многие интересные вопросы, касающиеся разнообразия звезд и их эволюции.

Тем более что обнаружение гигантской звезды R136a1 все-таки является, скорее, большой удачей. «Поскольку такие «монстры» редки, маловероятно, что рекорд этой звезды будет побит в ближайшее время», — подытожил Краутер.