Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Лишний год школы понизил смертность

Длительность всеобщего школьного образования влияет на среднюю продолжительность жизни

Изучив данные более чем 1 миллиона человек, шведские ученые попытались узнать, влияет ли длительность всеобщего школьного образования на среднюю продолжительность жизни. Оказалось, что в целом смертность среди граждан Швеции старше 40 лет, проучившихся в школе в 40—50-е гг. дополнительный год, на 4% ниже, чем среди тех, кто учился там 8 лет. Впрочем, авторы работы посчитали этот результат «малоубедительным».

В демографии есть три фундаментальных параметра воспроизводства населения: рождаемость, смертность и миграция. Смертность в современном мире имеет особое значение, т. к. является важным критерием успеха (или неудачи) социально-экономического развития страны. Первые исследования о влиянии социальных и других различий на смертность населения были проведены в Европе в начале XIX в., в России широкое освещение этих вопросов началось в работах русских социал-гигиенистов, демографов и статистиков конца XIX — начала XX в.

Известно, что на продолжительность жизни населения существенное влияние оказывают многие экономические и социальные факторы, в частности, уровень образования.

Статистические данные в целом свидетельствуют о том, что повышение уровня образования оказывает влияние на снижение уровня смертности.

В последние годы исследователи часто выявляют положительное влияние высокого уровня образования на здоровье человека (и, соответственно, на смертность). Одним из примером такой работы может служить недавнее исследование американских медиков, которые установили, что у более образованных людей кровяное давление лучше, чем у менее образованных.<2>

До сих пор основное внимание в исследованиях уделялось высшему образованию. Но молодые шведские учёные из Стокгольмского университета Антон Лагер и Дженни Торссандер задались вопросом о том, как влияет ли на продолжительность жизни человека обязательное школьное образование. Их работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В середине XX в. ситуация в Швеции с всеобщим школьным образованием была далека от идеальной. В конце 40-х гг. продолжительность обязательного школьного образования составляла всего 8 лет, а во многих муниципальных образованиях и того меньше — 7. Большинство детей получали в школах не столько знания, сколько практические навыки, характерные для начальной школы. В результате длительных дискуссий и после бюрократических проволочек было решено увеличить продолжительность базового образования с 8 до 9 лет и разбить его на две ступени — 4 года начальной школы и 5 лет академического неполного среднего образования, и в 1949 г. стартовала школьная реформа, которая продлилась до 1962 г. Каждый год в течение 13 лет в ряде муниципалитетов ко времени обучения в школе детей до 15 лет добавлялся 1 год.

Одной из целей школьной реформы было разрушение социальных и экономических барьеров, препятствовавших получению среднего образования, а причиной послужило заметное отставание Швеции в этом вопросе от других стран. Так, у «идейных вдохновителей» шведской реформы — Соединённых Штатов в конце 40-х гг. — всеобщее школьное образование охватывало большинство детей в возрасте до 16 лет, Англия перешла на десятилетнее обучение ещё в 1944 году, а наилучшая ситуация складывалась на тот момент в Советском Союзе, где уже в 1939 г. была поставлена задача перехода в городских поселениях к обязательному десятилетнему образованию.

Антон Лагер и Дженни Торссандер попытались исследовать, оказало ли влияние на среднюю продолжительность жизни населения страны увеличение времени обучения в школе на 1 год.

Они исходили из того, что если уровень школьного образования снижает смертность, то эффект для большинства людей может проявиться в конце взрослой жизни, а не сразу после окончания школы. Молодые учёные изучили данные более чем 1,2 млн шведов (беспрецедентная статистика для такого рода исследований!), родившихся в 900 муниципалитетах между 1943 и 1955 гг., из которых более 92 тыс. человек умерли в детском возрасте от разных причин. Было установлено, что в целом смертность среди людей старше 40 лет, проучившихся в школе дополнительный год, на 4% ниже, чем среди тех, кто учился там 8 лет.

Сами авторы считают, что 4% — это малоубедительный результат и что им не удалось получить однозначный ответ на вопрос о том, влияет ли длительность всеобщего школьного образования на среднюю продолжительность жизни.

Они отмечают, что этому помешал ряд обстоятельств, в частности, то, что на момент начала реформы ситуация со школьным образованием сильно различалась от одного муниципалитета к другому.

Более чёткая картина вырисовывается, если разбить население на группы. Для людей, продолживших после школы своё образование, введение дополнительного года никак не сказалось на средней продолжительности жизни.

Однако для тех, кто получил только базовое школьное или среднее профессиональное образование, добавление школьного года сыграло свою роль: в первой группе смертность снизилась на 6%, а во второй — на 8%.

Трудно предположить существование прямой зависимости между уровнем образования и вероятностью умереть от различных причин. Возможно, причинно-следственная связь между образованием и здоровьем отражает особенности образа и уровня жизни социальных групп, различающихся уровнем образования. Несомненно лишь то, что

соблюдение норм гигиены, отношение к жизни и смерти вообще и к собственному здоровью в частности зависит от грамотности в вопросах здоровья, которой в основном учат в школе.

С другой стороны, уровень образования в значительной мере определяет профессию человека и характер его труда. Человек с более низким уровнем образования имеет худшее финансовое положение, в результате чего у него отсутствует медицинская страховка, осведомлённость о медицине вообще и о своём здоровье в частности. В результате в настоящее время в Америке, например, процент смертности среди среднего класса уменьшается, а у низших слоев общества растёт.

Молодым шведским учёным в своём исследовании оказалось трудно отделить влияние политики в области образования от других прогрессивных мер правительства. Кроме того, им не удалось исключить тот факт, что хорошее здоровье предшествует хорошему образованию, а не наоборот. Однако и настоящее исследование, и все, предшествовавшие ему, свидетельствуют об одном: хорошее образование — залог долгой жизни.

Загрузка