Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Атлантиду привязали к жукам

Останки насекомых-вредителей позволили определить время извержения известного вулкана

Европейские ученые провели исследование, которое определило время года извержения вулкана Санторин, 3,5 тыс. лет назад уничтожившего древний город Акротири на острове Тира в Эгейском море. В этом помогли жуки, оставшиеся на дне обугленных горшков.

Ископаемый город Акротири на острове Тира называют Помпеями Эгейского мира. Это поселение минойского периода погибло вследствие извержения вулкана Санторин между 1627 и 1600 г. до н. э., а свое прозвище получило благодаря великолепной сохранности керамики, живописи и других находок, обнаруженных при его раскопках. Извержение Санторина — значительное событие в истории человечества, которое, по одной из теорий, положило конец всей Минойской цивилизации и затронуло даже далекий Египет. Существует предположение, что именно история Акротири положила начало легенде об Атлантиде.

До сих пор оставались неизвестны ни точная дата, ни даже время года, когда произошло извержение.

Группа европейских ученых во главе с Евой Панагиотакопулу из Эдинбургского университета провела исследование семян, найденных 50 лет назад в так называемом Западном доме (небольшой участок раскопа на северо-западе, служивший зернохранилищем), которое помогло выяснить сезон извержения Санторина. Однако не эта цель была первостепенной в исследовании.

При датировке извержения учеными был применен новый метод археологического изыскания, доказавший на практике свою действенность.

Исследование было опубликовано в авторитетном научном издании Naturwissenschaften.

Из пифосов (большие греческие сосуды для хранения зерна) ученые еще в середине прошлого века взяли образцы сохранившихся там обугленных семян бобовых культур, а из них извлекли остатки насекомых-вредителей. Для сведения к минимуму погрешности при датировке в исследовании использовалось по 500 семян из каждого пифоса, взятых с разной глубины в сосудах. Температура приблизительно 300 градусов по Цельсию, которая возникла вследствие извержения и держалась на территории поселения в течение нескольких часов или даже дней, сделала семена и обнаруженные в них останки насекомых-вредителей крайне хрупкими, что сильно усложнило процесс их изучения. Однако тогда исследование сосредоточилось на самих семенах, группа же Евы решила поближе присмотреться к остаткам насекомых.

«Идея пришла к нам гораздо позже [взятия образцов], — говорит Ева, — и стала плодом долговременных исследований ископаемых насекомых не только в этом, но и в других археологических памятниках».

Используя метод радиоуглеродного анализа, исследователи изучили протеин хитин, из которого состоял панцирь жуков-зерновок. Результаты исследования не вошли в противоречие с установленными ранее датами извержения (анализ показал 1744–1538 г. до н. э., что шире установленных ранее рамок), что доказало верность метода.

Жизненный цикл Вruchus rufipes, вида зерновок, размножавшихся на полях острова Тира в период бронзового века, был тесно связан с циклом посева и жатвы.

Личинки, которые и были обнаружены в семенах из пифосов, откладывались в период созревания урожая внутри семян и после сбора оказывались в зернохранилище, где прорывали кокон и вылуплялись, если успевали к этому моменту достаточно развиться.

Насекомые, извлеченные из семян, в большинстве своем находились на весьма развитой стадии, за которой вскоре должен был последовать выход из кокона, а некоторые уже вылупились. Это означает, что извержение произошло вскоре после сбора урожая, то есть в июне — начале июля, когда на острове проходит жатва. Таким образом была доказана действенность нового метода датировки — по останкам насекомых-вредителей в собранном урожае.

Ученые планируют продолжать исследование с применением нового метода датировки. Вот что говорит Ева: «Больше работы на надежных источниках, уже датированных историческим или археологическим контекстом, может способствовать дальнейшему развитию и росту популярности метода датировки по хитину из панцирей насекомых».