Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Стокгольмский синдром в масштабах государства»

Создатель «Диссернета» Андрей Ростовцев рассуждает, почему в России сочувствуют плагиатчикам

Почему в России так много людей оправдывают высокопоставленных плагиатчиков и чему нам стоит поучиться у Запада, рассуждает создатель «Диссернета» Андрей Ростовцев.

На сайте немецких коллег «Диссернета» — сообщества VroniPlag в последнее время происходят любопытные изменения. И главное из них, которое невозможно не заметить, — от политиков и министров немецкое сообщество по борьбе с плагиатом в диссертациях перешло на разоблачения… кого бы вы думали?

Врачей! Да-да, докторов медицинских наук.

Нет-нет, это не тайный сговор, секретный пакт между «Диссернетом» в России и «ВрониПлагом» из Германии. Ничего подобного, конечно, иметь место не могло. Но тогда что же? Лично я в такие совпадения не верю. Для тех, кто не совсем в теме: «Диссернет» в последнее время при поддержке профессиональных медиков из Общества доказательной медицины проводит веерную проверку научных диссертаций врачей, терапевтов, стоматологов, хирургов, фармацевтов и прочих тружеников медицинского фронта.

Причина, по которой немцы, забыв про депутатов бундестага, принялись за своих медиков, мне неизвестна. Зато я хорошо понимаю мотивы сообщества «Диссернет» и их коллег.

Дело в том, что профессия врача как нельзя плотно связана с этическими нормами, а именно это выражается в отношении к пациентам, еще живым, которые всецело отдают себя в руки лечащих их врачей.

То, что всякие там депутаты и политики позволяют себе вытворять с вверенными им холопами, становится заметно не сразу. А с врачами — совсем другое дело. Кроме того, в отличие от политиков, врачам наличие ученой степени необходимо по вполне понятным причинам: хочешь стать завотделением клиники — изволь сначала стать к.м.н., а если замахнулся на кресло главврача — д.м.н. Понятно, соблазн велик. Тут-то как раз и проявляется характерная особенность отдельных врачей — готовность в зависимости от обстоятельств идти на подлог. И в этом отношении нет принципиальной разницы между диссертацией и пациентом.

Но вот незадача. В то время как западное сообщество, несмотря ни на какие сроки давности, враз аннулирует липовые ученые степени у своих врачей-мошенников, у нас из всех углов слышится злобный вой:

«Что, мол, пристали к врачам, они и так несчастные» или «Идите сами и лечите людей!»

Это очень характерно для нас и сводится к таким отличающим нас от западного общества свойствам, как терпимость и дремучесть. Именно про эти две черты характера в их совокупности я и написал сегодняшний текст, врачи — так, затянувшаяся преамбула.

Еще из ярких, запоминающихся впечатлений последних дней — реакция в Ульяновске на публикацию о списанной диссертации замгубернатора: «Заказали!!!» Да-да, именно «заказали!!!» вместо того, чтобы объяснить народу, каким образом, словно в русской матрешке, в диссертации замгубернатора оказалась диссертация сына губернатора. Ульяновский журналист Сергей Гогин пишет: «Александру Ивановичу Якунину в основном сочувствуют и желают ему «выстоять». Отдают должное его высоким качествам управленца, его выдержанности, уравновешенности, доброжелательности» и далее: «Ну и что? Якунин же не руководит наукой. А моральный облик — какая интересная категория для нашей страны!

У нас министра Мединского подловили на диссертации, он что, написал заявление об отставке? И Якунин не уйдет».

Аналогичные сентенции доходят до нас из города Ярославля, где недавно развернулся скандал вокруг диссертации депутата облдумы О.В. Хитровой. Как бы оправдывая своего депутата, местные газеты пишут: «Помимо двух диссертаций, она — автор 16 публикаций по различным аспектам прав человека, в том числе монографии».

Прямо повсеместная эпидемия, стокгольмский синдром какой-то в масштабах всего государства.

В качестве эпилога сделаю небольшое отступление про те самые монографии и про научные публикации вообще. Почему это важно? Да просто потому, что именно ими, а не научными диссертациями тычут нам в глаза. Именно они гордо красуются на Карте Российской Науки, за которую Министерство образования отдало почти сто миллионов бюджетных рублей. Именно эти монографии и многочисленные публикации в так называемых ваковских журналах являются входным билетом при защите диссертаций. «Диссернет» пока еще этими публикациями плотно не занимался. А в тех редких случаях, когда обращал на них свое внимание, то приходил в тихий ужас от масштабов бедствия.

Чтобы не быть голословным, приведу один самый последний, самый свежий пример из того же Ульяновска.

Да-да, это вполне солидная монография, и скорее всего на ее основе будет написана и успешно защищена диссертация. Но в ней нет не только собственных мыслей ее автора, но и собственных слов. Вот что по этому поводу пишет мне из города Новокузнецка С.А. Дружилов, у которого доцент УлГТУ украла с дюжину страниц:

«К сожалению, в моей практике это не первый случай. Хорошо, что находятся люди, энтузиасты, которые занимаются такой экспертизой — теперь уже не только диссертаций, но и монографий. Да и в статьях — в том числе опубликованных в ваковских журналах, — это есть: встречал статьи, на 80% состоящие из заимствованного текста, даже не редактированного (т.е. дословно переписанные фрагменты других статей), а одну — даже на 100%. Трижды писал в редакции, присылал для сравнения оба варианта статьи — реакция нулевая».

Ровно такая же ситуация у нас во всем, от овощного рынка до запусков спутников. Терпимость и дремучесть… да еще «нулевая реакция».

Поделиться:
Загрузка