В тесноте и на орбите

Самые значимые открытия в астрономии за последний месяц

Почему тесно черным дырам, в чем заключается дерзость молодых звезд и где теснятся черные дыры: «Газета.Ru» представляет обзор самых значимых открытий в астрономии за последний месяц.

Нейтронная звезда в чреве гиганта

Объекты Торна — Житков — это ожидаемый, но пока гипотетический класс источников, являющихся продуктом эволюции двойных систем: нейтронная звезда оказывается внутри звезды-гиганта. Их пытаются искать по особенностям химического состава. Иногда появляются заявления об обнаружении хороших кандидатов. Вот очередное. Важно, что это действительно наиболее сильный на данный момент кандидат.

Речь идет о звезде HV 2112 в Малом Магеллановом облаке. У нее обнаружен ряд химических аномалий, которые проще всего объяснить, предположив, что это объект Торна — Житков, то есть что внутри сидит нейтронная звезда.

А вот появилась и статья с участием Анны Житков: arxiv:1406.6064. В ней авторы также приходят к выводу, что HV2112 — это, скорее всего, объект Торна — Житков.

Транзитом через Галактику

Представлен обзор следующего важного спутника, предназначенного для поисков и изучения экзопланет. Это TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite). Он, как и Кеплер, будет изучать транзитные планеты.

Запуск запланирован на 2017 год. Аппарат должен за пару лет отнаблюдать более 200 тыс. близких звезд-карликов на главной последовательности.

Ожидается, что обнаруженные планеты в ряде случаев будет изучать JWST. Ожидается открытие нескольких тысяч планет. Создатели надеются, что спутник сможет продолжить работу и по окончании двухлетнего сканирования неба.

Точка кипения

Для близкого миллисекундного пульсара (260 пк) в двойной системе проверили эффект Шапиро.

Это дает возможность довольно точно оценить массу пульсара и его невидимого спутника. Для пульсара получают 1,2+/-0,14, а для спутника 1,05+/-0,06. Спутник, скорее всего, является белым
карликом.

Это следует в основном из косвенного аргумента, связанного с очень маленьким эксцентриситетом. В системе из двух нейтронных звезд такое очень трудно получить с эволюционной точки зрения, поэтому авторы попытались увидеть белый карлик. И не увидели. Это дает возможность поставить верхний предел на его температуру: < 3000K. Это рекорд для известных белых карликов.

Потенция к жизни

Звезда Каптейна была обнаружена Каптейном в самом конце XIX века. У нее очень большое собственное движение. Тогда это был рекорд, потом Барнард обнаружил звезду Барнарда, но вот уже почти 100 лет звезда Каптейна гордо удерживает второе место.

Звезда Каптейна — красный карлик на расстоянии чуть меньше 4 парсеков. Почему же у нее такое большое собственное движение? А потому что это звезда гало Галактики. Она у нас тут в диске проездом, даже пролетом.

В статье представлены данные измерений лучевой скорости. Благодаря им у звезды Каптейна обнаружили две экзопланеты. Что же тут особенного?

Ну во-первых, это звезда Каптейна. Во-вторых, одна из планет находится в зоне обитаемости. А в-третьих... В-третьих, звезды гало очень старые. Звезде Каптейна где-то 11–12 млрд лет. Стало быть, и планеты у нее старые. А коли одна из них находится в зоне обитаемости... Выводы делайте сами.

Пульс в норме

Звезда является массивной переменной с сильным магнитным полем. Он довольно яркая и находится в созвездии Большого Пса.

Наблюдения на спутнике XMM-Newton позволили увидеть пульсации в рентгене.

Связаны они не с вращением, как у обычных рентгеновских пульсаров — нейтронных звезд и белых карликов, — а с пульсациями звезды. Период — чуть менее пяти часов. В оптике период уже давно был известен. Интересно, что и в рентгене его видно. Ничего подобного ранее не наблюдалось. Поэтому объяснить, что же в случае кси Большого пса не так, будет не так уж тривиально, если говорить о мелких деталях.

Теснота в сотнях парсеков

Известны уже четыре тройные сверхмассивные черные дыры. Но расстояния между дырами там составляют тысячи парсеков.

Авторы же рапортуют об открытии тройки, где тесная пара разделена всего лишь полутора сотнями парсеков.

Поскольку они довольно быстро наткнулись на такого зверя, всего лишь на шестой обследованной галактике, то они полагают, что это не редкость.

Красное смещение галактики с этими тройняшками всего лишь z = 0,39, то есть условно близко.

Стабильность во Вселенной

Стали известны промежуточные результаты Planck, подразумевающие ограничения на изменения фундаментальных констант.

Все спокойно, константы не меняются. Ни во времени, ни в пространстве.

Хотя, разумеется, это все верхние пределы. Но они почти на порядок лучше, чем у WMAP.

Молодые и дерзкие

Авторы демонстрируют, что на другом краю Галактики молодые звезды наблюдаются на значительной высоте над плоскостью галактического диска.

Речь идет о расстояниях 13–22 килопарсека от центра Галактики и 1–2 килопарсека над плоскостью диска.

Молодыми звездами являются цефеиды, то есть расстояния должны быть измерены довольно точно. Такое расширение галактического диска предсказывалось и косвенно наблюдалось и раньше, но все удавалось определить недостаточно точно.

Теперь есть надежные данные. Далекие цефеиды могут быть связаны с молекулярным рукавом «с той стороны» Галактики, а распухание диска — с ростом влияния темного вещества на больших расстояниях от центра.

В частности, вероятно, что там есть остаток какой-то небольшой галактики, поглощенной нашей.