Размер шрифта
Новости
Размер шрифта
А

Атомный реактор людей палеолита

В Армении найдены орудия гоминид, проливающие свет на эволюцию абстрактного мышления

Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на стоянке древних людей в Армении, где 300 тыс. лет назад гоминиды освоили новый, революционный способ обработки камня. Археологи рассказали, почему это достижение времен палеолита сравнимо с овладением атомом.

«Вообще, трактор – это самый большой враг археологии, — говорит Борис Гаспарян, сотрудник Института археологии и этнографии академии наук Республики Армения, подходя к месту раскопок на краю глубокого каменистого каньона, образованного рекой Раздан. — С другой стороны, если бы трактор здесь не прошел, мы никогда не обнаружили бы эти древнейшие слои, которые обнажились на этом месте под толстым напластованием базальта».

Именно тут, близ села Нор Гехи, в двадцати километрах от Еревана, прорубавший дорогу трактор позволил археологам поменять бытовавшие представления о том, как эволюционировали предки современных людей.

В обработке первых каменных орудий труда археологи отмечают различные техники, среди которых выделяются бифациальная и более продвинутая, так называемая леваллуазская техника изготовления. Непосвященный человек, взявший в руки подобные артефакты, едва ли заметит разницу между ними, но для археологов это отличие носит принципиальный характер. Если в первом случае орудие нужной формы изготавливалось путем последовательного откола от камня (нуклеуса) мелких осколков, то во втором случае ценность представляло уже не ядро, а сами осколки. Для этого древним мастерам приходилось тщательно оббивать изначальный нуклеус, делая его похожим на панцирь черепахи. Это позволяло откалывать затем от нуклеуса пластины и отщепы правильной овальной или треугольной формы для изготовления различных орудий.

«Для древних людей это было как изобретение атомного реактора полвека назад. Ведь это требовало просчета на несколько шагов вперед, то есть развития абстрактного мышления», — поясняет Борис Гаспарян, соавтор открытия, недавно удостоенного публикации в журнале Science.

Первый, примитивный способ ассоциируется с ашельской культурой нижнего палеолита, а техника Леваллуа – со средним палеолитом в Евразии, на Ближнем Востоке и со среднекаменным веком Африки.
Если первый способ использовался ранними гоминидами (такими, как Homo Erectus) в Ашельской культуре (1,6 млн – 300/270 тыс. лет до н.э.), то леваллуазская техника ассоциируется со среднепалеолитической культурой Мустье (300/250 – 40/35 тыс. лет до н.э.) с ее носителями неандертальцами.

Главное – переход от одной технологии к другой археологи связывают с окончанием нижнего и началом среднего каменного века в Африке примерно 350 тыс. лет назад. Объясняют этот переход появлением архаического Homo Sapiens и его дальнейшим распространением в Евразию. Однако ни на одном надежно датированном памятнике конца среднего плейстоцена артефакты, выполненные обоими способами, как в Нор Гехи, не зафиксированы.

Этим-то и отличаются находки в Нор Гехи, где впервые в одном слое под вулканической лавой ученые обнаружили образцы сразу обеих техник. Кроме того, изучение каменной индустрии Нор Гехи указывает на то, что появление продвинутой обработки камня есть местный феномен и она никак не может быт привнесена «мигрантами» из Африки, то есть леваллуазская техника зародилась независимо на разных континентах.

«Комбинация этих техник указывает на то, что примерно 325 тыс. лет назад люди, обитавшие в этих местах, были изобретателями», — считает автор работы Дэниел Адлер, профессор антропологии из Университета Коннектикута (США).

«Находка в Нор Гехи показывает, что, возможно, были многочисленные экспансии гоминид из Африки в Евразию, но этим можно объяснить не все. Были какие-то вещи, которые происходили на месте. И если мы находим определенные рубила в разных частях света, это не значит, что кто-то сказал древним людям, как это делать. Это не было влиянием культуры или других факторов. Люди приходили к этому независимо», — считает Гаспарян.

«Некоторые образцы вулканического стекла (обсидиана) были принесены сюда за сто километров отсюда», — говорит Гаспарян, показывая рукой на далекий потухший вулкан на горизонте. Это указывает на то, что обитавшие здесь гоминиды, занимавшиеся охотой и собирательством, осваивали огромные территории. Проект «Нор Гехи» стал толчком к разработке другого археологического проекта — «Барож», который ведет Филипп Глауберман из Ближневосточного технического университета (Турция).

Здесь, в нескольких километрах от армяно-турецкой границы, где пустынный ландшафт, похожий на лунный, образован выбросами древних вулканов, найден памятник археологии – базовая долговременная стоянка эпохи среднего палеолита, где орудия древних людей, выполненные в технике Леваллуа, лежат грудами под ногами. «Здесь тысячи, сотни тысяч артефактов. Потому что люди делали орудия из обсидиана с соседних вулканов, оставляли их, уходили и возвращались снова», — говорит Глауберман.