«Если в бороду крошки хлеба ронять, там кто-то заведется»

Кто живет в бороде человека

В том, действительно ли борода человека такая же грязная, как туалет, кто живет в бороде и как ученые исследовали бороду, разбирался отдел науки «Газеты.Ru».

Месяц назад ряд западных СМИ сообщили страшную для осознания весть: дескать, в бороде человека живет не меньше бактерий, чем в канализации. «В некоторых бородах содержится больше экскрементов, чем в туалете, свидетельствует шокирующее исследование», — написала Mirror. «Некоторые бороды настолько же грязные, как туалеты», — предупредили в издании metro.co.uk.

Несложный поиск в интернете привел к источнику вброса: им оказались журналисты одного из телеканалов в американском штате Нью-Мексико, которые взяли несколько мазков c мужских бород добровольцев и отнесли их в лабораторию Quest Diagnostics.

Микробиолог Джон Голобик сообщил, что в мазках обнаружил кишечные бактерии: «Это те типы бактерий, которые можно найти в фекалиях».

Брошенной на ходу фразы оказалось достаточно, чтобы таблоиды «нашли» нечистоты в растительности на лицах мужчин. А между тем компания Quest Diagnostics не исследовательская организация и лишь предоставляет услуги анализов для докторов и больниц.

В любом случае повода для беспокойства нет.

Серьезные научные исследования микробов, живущих в человеческой бороде, существуют, то есть человечество хорошо себе представляет, кто там живет. И давно известно, что человеческая кожа — прибежище для огромного сообщества микробов, в том числе и кишечной палочки E. Coli, встречающейся в кишечнике человека и других теплокровных организмов.

В 2000 году в журнале Anaesthesia было опубликовано исследование, посвященное тому, как хирургические маски, надеваемые во время операции, собирают на себе бактерии и, главное, как наличие бороды влияет на их число. В ходе экспериментов ученые выяснили, сколько микробов падает с маски, когда ее случайно двигают на лице бородатые мужчины, женщины или бритые мужчины.

Выяснилось, что с масок бородатых мужчин сыплется гораздо больше микробов, чем с повязок гладко выбритых. Особенно это заметно, когда человек случайно двигает маску.

«Они выяснили, что бородатые мужчины носят больше бактерий, чем небородатые или женщины. И бородатые хирурги в масках сыплют больше организмов с бороды во время движения», — говорит профессор Энтони Хилтон из Астонского университета (Великобритания). По его словам, нет ничего страшного в том, что в бороде встречаются разные бактерии. «На коже можно найти 20 тыс. бактерий, так что и в этом нет ничего опасного», — считает он.

«О том, кто там живет, я задумывался не больше, чем про прочие поверхности и внутренности своего тела, — рассказал «Газете.Ru» обладатель одной из самых колоритных бород среди фигур российского научного мира профессор Михаил Гельфанд, заместитель директора по науке Института проблем передачи информации. — Проект «Микробиом человека» в том числе изучал и микробиом волос, правда, не бороды, а обычных, с головы, и обнаружил там много цианобактерий».

По его словам, чтобы не множить фауну в бороде, нужно соблюдать обычные нормы гигиены. «Если мыться — будет бактерий в бороде меньше, не мыться — будет больше. Если в бороду крошки хлеба ронять, то там кто-то заведется, кто будет эти крошки есть», — констатировал ученый.

Борода как объект научных исследований фигурирует в научных публикациях не так часто. Например, в 2012 году ученые из Центрального института медицинской службы в Германии задались вопросом, можно ли по анализу волос бороды узнать, как давно пил ее обладатель. При помощи волонтеров, которых просили пить спирт, а затем брить бороду, удалось выяснить, что следы этилглюкуронидов, продуктов расщепления алкоголя, в бороде появляются спустя девять часов после возлияний и сохраняются в ней в течение восьми-десяти дней.

ВС России уничтожили пункты управления беспилотниками ВСУ в Херсонской области