Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Матильда имела отношение к коррупции»

Историк Сергей Фирсов о жизни балерины Матильды Кшесинской

Трейлер к «Матильде» номинирован на премию «Золотой трейлер». О личной жизни Кшесинской, ее влиянии на политику Российской империи, а также о тонкостях канонизации Николая II «Газете.Ru» рассказал историк Сергей Фирсов.

— Расскажите, пожалуйста, о характере взаимоотношений между Матильдой, Николаем и другими князьями.

— Матильда Феликсовна Кшесинская — выдающаяся русская балерина, прима-балерина Мариинского театра. Она была заслуженной артисткой в императорских театрах. Да, она была фавориткой трех великих князей, один из которых, Николай Александрович, со временем стал императором. Она воспринималась как яркая, незаурядная, красивая женщина. В 1892–1894 годах она общалась с будущим русским царем, и некоторые чувства к ней император сохранил и в дальнейшем — в частности, Матильда Феликсовна танцевала на коронационных торжествах, хотя всем было известно, что ранее она была фавориткой императора.

Конечно, это было не вполне деликатно, но император настоял, да и сама Матильда Феликсовна хотела танцевать.

В дальнейшем она была фавориткой великого князя Сергея Михайловича, внука императора Николая I. А далее — фавориткой и с 1921 года супругой князя Андрея Владимировича, внука императора Александра II. От последнего она родила сына, хотя родила его в то время, когда общалась с великим князем Сергеем Михайловичем. Поэтому до 1917 года ее сын носил отчество Сергеевич, а потом — Андреевич.

— Как такие отношения воспринимались в обществе? Не порицали ли Кшесинскую?

— А за что ее могли порицать? Не она шла, а к ней. Она была выдающейся артисткой своего времени, получила титул примы-балерины еще в 1896 году. Спустя десять лет после того, как Николай II стал императором, она уволилась из театра, и с ней был заключен контракт на выступления: первоначально — по 500 рублей за выступление, потом — по 850. Она участвовала в «Русских сезонах» Дягилева.

В какой-то степени Матильда Феликсовна стала символом русского балета, и это гораздо более важно, чем то, что она была фавориткой.

— Когда и почему Кшесинская эмигрировала из России?

— Летом 1917 года она в связи с революцией уехала из Петрограда на юг России, а в 1919-м окончательно покинула страну.

Потом в ее дворце засели большевики, и именно с ее балкона Ленин выступал в 1917 году.

В том же году великий князь Сергей Михайлович предложил Матильде Феликсовне заключить брак. Она отказалась, а уже в эмиграции вышла замуж за Андрея Владимировича.

Михаил Родзянко писал, что Кшесинская «влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами». Насколько сильное влияние она вообще оказывала на правящую верхушку?

— Кшесинская могла оказывать опосредованное влияние. Глобальной роли она не играла, но имела отношение к тому, что сегодня называют коррупцией. Считать Матильду Феликсовну политической фигурой по меньшей мере некорректно. По крайней мере я не слышал, чтобы современники воспринимали Кшесинскую как персону, повлиявшую на те или иные политические события. Она имела огромное влияние в театре, в балете, но влияние такого рода и политическое — вещи разные. Она была незаурядной женщиной, тонким, по-своему красивым человеком, умела нравиться.

Но это уже характеристика ее как женщины, но не как политика.

— Вы участвовали в экспертизе трейлера фильма. Какое мнение у вас сложилось? Насколько представленные события воссоздают реальную картину событий того времени?

— Мы еще не видели фильма, поэтому судить о том, насколько он соответствует реальности, не можем.

Кроме того, это же художественное произведение — насколько соответствует реальности, например, »Анна Каренина»?

В представленном публике фрагменте показаны лишь отдельные сцены, делать на их основе обобщения и давать оценки так же некорректно, как судить о книге по ее аннотации. Фильм еще не вышел на экраны.

Я бы хотел заметить, что император Николай II был в 2000 году причислен к лику святых Русской православной церкви как страстотерпец и мученик, его политическая деятельность и личная жизнь в данном случае не оценивалась как жизнь святого.

И, я подчеркну, не могла оцениваться: в материалах, связанных с канонизацией царской семьи, вышедших еще до канонизации, в 1997 году, РПЦ заявляла, что в основу обсуждения вопроса о канонизации должно быть положено религиозное осмысление его убийства. Те, кто видят в трейлере оскорбление своих религиозных чувств, видимо, усматривают в образе царя (как он показан в трейлере) не только и не столько беззаконно убиенного христианина, сколько сакральную во всех смыслах фигуру.

Что думаешь?
Загрузка