Дабстеп против кровопийц: новый способ борьбы с комарами

Ученые: дабстеп мешает комарам питаться и спариваться

С переносящими опасные вирусы комарами можно бороться с помощью дабстепа, выяснили малайзийские ученые. Одна из песен известного исполнителя мешает им питаться и спариваться. Изучение воздействия звука на поведение комаров открывает новые возможности в защите от них и контроле заболеваний, поясняют исследователи.

Обычно для отпугивания комаров используются кремы и спреи. Однако, как выяснили специалисты Малайзийского университета в Сараваке с коллегами из Японии, Индонезии и Таиланда, спасти от них может композиция в стиле дабстеп. Об этом исследователи рассказали в статье в журнале Acta Tropica.

Aedes aegypti, комар желтолихорадочный, раньше обитал только в Африке, но с началом колонизации попал на другие континенты. Теперь его ареал заметно расширился, он наблюдается во всех тропических и субтропических областях.

В последнее время встречается к северу до Бреста и Одессы, захватив Грузию, юг России и Украины.

Кроме желтой лихорадки этот комар переносит лихорадку денге, вирус Зика, вирус Чикугунья и другие опасные заболевания.

«Настоящее исследование было проведено с целью выяснить, влияет ли электронная музыка на поиск пищи, питание кровью и успешность спаривания переносчика лихорадки денге, Aedes aegypti, — пишут авторы работы. — Хотя звук играет важную роль в сексуальных взаимодействиях и выживании многих насекомых, включая комаров, есть доказательства того, что звук оказывает пагубное влияние на восприятие насекомыми акустических сигналов, ухаживание и питание».

Исследователи использовали для эксперимента песню Scary Monsters and Nice Sprites исполнителя Skrillex в жанре дабстеп, выпущенную в 2010 году. Для дабстепа характерно обилие низкочастотных басов и ударных партий с ломаным ритмом.

Исследователи наблюдали за сотнями комаров, жертвами для которых был хомяки. Как оказалось, во время звучания песни самки высасывали у зверьков меньше крови и реже на них нападали. Кроме того, комары меньше совокуплялись по сравнению с периодами, когда музыка не играла.

«Наблюдение показало, что подобная музыка способна отсрочить нападение комаров, снизить их аппетит и препятствовать спариванию. Это открывает новые возможности в разработке персональной защиты и средств контроля против заболеваний, передающихся кровососущими насекомыми»,

— говорится в исследовании.

Хотя исследование может показаться несколько комичным, оно вносит вклад в изучение того, как звук воздействует на поведение комаров. В частности, самки при готовности к спариванию издают звуки на частоте 400 Гц, самцы — 600 Гц. Если помешать им слышать друг друга, можно изменить их поведение, повлияв не только на спаривание, но и на питание и нападение на людей — а, следовательно, и распространение болезней.

Изучение воздействия звука на насекомых используется не только чтобы защититься от них, но и наоборот — чтобы спасти популяцию. Так, известно, что окружающий шум, в частности, от дорог, вредит насекомым, опыляющим растения. Снижение их численности может привести к гибели растений.

Так, например, другая группа исследователей выяснила, что музыка рок-группы AC/DC мешает божьим коровкам охотиться на тлю.

Учитывая, что популяции многих насекомых по всему миру сокращаются, а переносящие опасные инфекции комары, наоборот, год за годом занимают все новые ареалы обитания, необходимо рассмотреть все возможные способы борьбы с этими изменениями, заключают ученые.

Ранее американским ученым удалось отбить у Aedes aegypti аппетит, заблокировав у них сигнал голода.

В ходе исследования выяснилось, что у этих комаров за голод отвечает тот же рецептор, что и у людей — рецептор 7 подобного Y нейропептида. Комаров кормили настоящей и искусственной кровью, в которой содержались агонисты и антагонисты рецепторов голода. Выяснилось, что самки комаров, которые питались кровью, отложили яйца, а получившие физраствор с химическим соединением — нет.

Также ученые дали агонист рецептора NPLYR7 другим комарам и поместили их в клетку с мышью, после чего насекомые выпили меньше крови.

Комары могут переносить не только опасные вирусы, но и паразитов.

Летом 2018 года 32-летняя ростовчанка заметила у себя на лице странные узелки, которые перемещались под кожей и иногда чесались. Также у нее сильно отекла верхняя губа.

Во время осмотра врач выявил продолговатое образование в области верхнего века. Прооперировав пациентку, он извлек из-под ее кожи паразита — нематоду рода Dirofilaria. По словам женщины, некоторое время назад она была в Подмосковье, где ее покусали комары. Комары являются переносчиками личинок дирофилярий, заражаясь ими, как правило, от собак. Самка паразита может вырастать до 15 см. При своевременном удалении дирофилярии из организма она не представляет опасности для жизни и здоровья.