Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Член-корреспондент РАН Недоспасов: высокого полета в премии 2015 года я не увидел

5 октября были названы имена лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине — ими стали Уильям Кэмпбелл и Сатоши Омура, разработавшие лекарственный препарат против инфекций, вызываемых круглыми червями-паразитам, а также Юю Ту, которая создала лекарство от малярии.

Сергей Недоспасов, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией молекулярных механизмов иммунитета ИМБ им. Энгельгардта, а также заведующий кафедрой иммунологии биологического факультета и отделом молекулярной иммунологии в Институте физико-химической биологии им. Белозерского МГУ им. Ломоносова, комментирует итоги вручения Нобелевской премии по медицине в 2015 году следующим образом: «Сегодняшнее решение Нобелевского комитета не могло не вызвать недоумения. И уж, конечно, оно посрамило всех «предсказателей» — никто и близко не угадал. Но не надо забывать, что за эту премию голосуют медики, только часть которых занимаются проблемами фундаментальной науки. Конечно, лечение от глистов — огромная медицинская проблема. Малярия, которая продолжает уносить миллионы жизней, — еще одна огромная проблема. И лауреаты внесли важный вклад в разработку эффективных лекарств, основанных на природных веществах. За этим стояла наука, их заслуг никто не умаляет.

Однако, если посмотреть на Нобелевские премии в этой номинации последних 20 лет, то все они (за исключением, пожалуй, одной) присуждались за фундаментальные открытия в области или биологии, или физиологии, или медицины. Даже неоднозначно воспринятая премия 2005 года про то, что язвенная болезнь вызывается конкретным видом бактерии, дана за фундаментальное открытие, хотя и с очевидными медицинскими приложениями. Короче, высокого полета в премии 2015 года я не увидел. Но, оговорюсь, я не врач.

А при этом в негласной очереди стоят многие настоящие корифеи науки (некоторые — стареющие), открывшие опухолевые супрессоры, новые иммунологические регуляторные механизмы, новые принципы передачи внутриклеточного сигнала, иммунитет у бактерий и многое другое, у чего есть и непосредственные «полезные» приложения. Вместе с тем надежда дожить до Нобелевской премии российским ученым (в том числе и работающим за рубежом — вспомним великого Мечникова) еще не угасла. В этом году к Руслану Меджитову в списке возможных будущих кандидатов добавился и Александр Руденский (хотя компания Thomson, к сожалению, промахнулась в своих предсказаниях). Многократно номинировался и Алексей Оловников. Есть и другие выдающиеся кандидаты. Будем терпеливо ждать».

Ранее сообщалось, что компания Thomson Reuters назвала имена кандидатов на получение Нобелевской премии.

Новости и материалы
В Совфеде выразили соболезнования в связи со смертью президент Ирана
Глава крымского парламента заявил, что будущее Харьковской области в составе РФ
Стало известно о здоровье Хлебниковой после пожара: «Курить не бросила»
В Пермском крае соседи спасли из горящего дома семью с младенцем
Гвардиола расплакался из-за Клоппа
Стало известно, сколько первый вице-президент Ирана будет исполнять обязанности главы страны
Украинский дрон-камикадзе атаковал город в Белгородской области
На Западе назвали «поля сражений» США и Китая на Тайване
Хорохорина рассказала, как врачи усугубили ее травму: «Со слезами делала»
Российские саперы дистанционно уничтожили более 70 лодок ВСУ под Херсоном
В правительстве рассказали о спросе на ипотеку в новых регионах
Эмин Агаларов впервые вышел на сцену после теракта
Дельтаплан упал в деревне под Ломоносовым, пилот в больнице
В Архангельске пятилетний ребенок выпал из окна квартиры
Генич заявил, что «Зенит» плохо судят в этом сезоне
Визит кронпринца Саудовской Аравии в Японию был отложен в экстренном порядке
Стало известно, кто победил в «Новой Фабрике звезд»
Семилетний мальчик проглотил 10-сантиметровый карандаш и выжил
Все новости