Российские ученые разобрались в геометрии гистамина

Группа ученых из МГУ имени М.В. Ломоносова впервые изучила молекулы гистамина в газовой фазе с помощью пучка электронов. Результаты исследования опубликованы в журнале Physical Chemistry Chemical Physics.

Гистамин — биологически активное вещество, участвующее в регуляции многих функций организма. Он ответственен за развитие некоторых патологических состояний, в частности аллергических реакций организма. Аллергическое действие гистамина проявляется, главным образом, в том, что он воздействует на несколько рецепторов, находящихся на поверхности клетки.

«Получить данные о геометрической структуре гистамина очень сложно, — пояснил один из соавторов статьи, доктор химических наук Леонид Хайкин, ведущий научный сотрудник лаборатории газовой электронографии химического факультета МГУ. — Это связано с тем, что в данном случае геометрию отдельных конформеров, составляющих гистамин, определяет очень много факторов, взаимно влияющих друг на друга».

Основным экспериментальным методом, использованным исследователями из МГУ, был метод газовой электронографии, при котором в условиях высокого вакуума тонкий пучок быстрых электронов пропускался сквозь струю пара гистамина. При столкновениях с молекулами гистамина электроны рассеивались, а дифракционная картина рассеяния регистрировалась. Именно по этой картине и стало возможным судить о геометрии молекулы.

В итоге ученым удалось согласовать между собой все имеющиеся экспериментальные и теоретические данные о структуре гистамина. Удалось также теоретически предсказать и экспериментально подтвердить для гистамина механизм так называемой таутомеризации, которая представляет собой спонтанный переход молекулы из одного структурного состояния в другое.

Результаты работы сегодня можно использовать для создания справочных баз структурных и спектральных данных, развития теоретических представлений структурной химии, оценки реакционной способности соединений. Должно пройти, как это часто бывает с результатами из области фундаментальной науки, довольно много времени, прежде чем можно будет говорить об их практическом применении в медицине. Не исключено, что в будущем знания о механизме перехода молекулы гистамина из одного структурного состояния в другое помогут подыскать более эффективные лекарства от аллергии.

Роман Протасевич должен выплатить государству около 700 млн рублей