Ученые выяснили, как восстановить зрение при глаукоме

Исследователям из медицинской школы Стэнфордского университета удалось частично восстановить зрение трем мышам, страдающим от заболевания, подобного глаукоме. Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience, а кратко о результатах сообщает RNS.

Авторы исследования изучали мышей, которые имели повреждения зрительного нерва, соединяющего глаз и мозг. Животные служили в качестве модели глаукомы. Вернуть животным зрение стало возможным благодаря регенерации нервов и восстановлению связи между мозгом и глазом, отмечают исследователи. Глаукома возникает из-за чрезмерного давления на зрительные нервы. Центр каждого нерва состоит из нейронов, которые передают электрические сигналы от сетчатки в мозг. «У людей около одного миллиона клеток соединяет каждый глаз с мозгом», — отметил старший автор исследования, невролог из Стэнфордского университета Эндрю Губерман. Аксоны, соединяющие глаз более чем с двадцатью областями мозга, могут достигать в длину до 20 см. Аксоны в головном и спинном мозге млекопитающих не восстанавливаются сами по себе при повреждении, исключение составляют нервные клетки, связанные с обонянием.

В рамках эксперимента исследователи лечили мышей с помощью целевой генной терапии, или ежедневных упражнений с предъявлением движущейся черно-белой сетки, или комбинации двух методов. Спустя три недели ученые обнаружили, что генная терапия и визуальная стимуляция привели к незначительному восстановлению аксонов. Когда ученые объединяли оба метода и закрывали неповрежденный глаз, аксоны пораженного зрительного нерва начинали активно восстанавливаться.

Авторы работы отмечают, что от глаукомы во всем мире страдает около 70 млн человек. Глаукома считается второй после катаракты причиной слепоты. При этом катаракта поддается лечению, в то время как лечения от глаукомы нет, подчеркивают ученые.

Модели лечения, подходящие мышам, не обязательно будут работать на людях, однако новая работа «чрезвычайно информативна и поможет разработать новые инструменты для лечения потери зрения у людей», заявил Губерман. В дальнейшем ученые планируют разработать носимые устройства виртуальной реальности, которые будут стимулировать глаз, восстанавливая связь между глазом и мозгом.

Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом