Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мертвая вода столицы

Специалисты рассказали журналистам о качестве столичной воды

Водопроводная вода в Москве соответствует существующим стандартам, которые, впрочем, давно устарели. А новые методы очистки воды вызывают серьезные опасения: их воздействие на здоровье пока не изучено, отмечают ученые. И предупреждают, что бутилированная вода тоже не панацея — ее качество покупателю никто не гарантирует.

В среду специалисты рассказали журналистам о качестве столичной воды, собрав пресс-конференцию под многообещающим названием «Вода в Москве. Мифы и реальность. Какую воду мы вынуждены пить». Прежде всего журналистов заверили в том, что качество воды, текущей из крана в московских квартирах, из года в год улучшается. По мнению председателя комиссии по экологической политике Мосгордумы Веры Степаненко, косвенно это подтверждает и тот факт, что продолжительность жизни москвичей за последние годы выросла на 9 лет. А по словам профессора МГУ, эксперта ООН по химической безопасности академика Валерия Петросяна, «радует и внушает оптимизм» то, сколько средств и сил тратит Мосводоканал, чтобы 15 млн жителей столицы пили чистую воду.

Как рассказала главный технолог Мосводоканала Ольга Благова, сегодня для очистки воды применяются как классические методы, например, добавление специальных реагентов, переводящих в осадок растворенные в воде вещества, так и новые, дающие более глубокое очищение и борющиеся с загрязнениями органического характера – озонирование вместе с фильтрацией углем и метод ультрафильтрационной мембраны (с порогом фильтрации в 0,01 микрона, что совпадает с размером вирусов). Для дезинфекции сточных вод используется обеззараживание ультрафиолетом.

Впрочем, подчеркнула Ольга Благова, избежать подавляющего роста бактерий пресловутым хлорированием все равно нельзя: вода из системы выходит нестерильная и идет до потребителя от 1 до 8 часов.

Утешает, что это уже не то жесткое хлорирование, которое применялось прежде, и его вред сведен к минимуму. Кроме того, заявила Благова, мнение о том, что водопроводные трубы серьезно портят качество воды, ошибочно. «Более 50% труб на сегодняшний день изношено, это правда, и их надо менять, — согласилась она. – Но это больше проблема утечек воды, а не ее качества. В Москве вода подается непрерывно, а не по часам, и грязь в нее не попадает». И даже появляющуюся в воде ржавчину после отключений внутри дома, рассказала Благова, гигиенисты считают неопасной, достаточно просто спустить воду.

Между тем, как считает Валерий Петросян, против глобальных проблем бессильны даже специалисты Мосводоканала. Речь идет о непрерывном загрязнении природных источников сточными водами и впитывающими выбросы в атмосферу осадками. Причем, если сточные воды еще можно хоть как-то контролировать, то вредоносные выбросы в атмосферу могут переноситься ветром из одной части света в другую до тех пор, пока не встретятся с дождевым или снежным облаком.

По словам академика, интенсивное загрязнение природных источников привело к тому, что в США и Евросоюзе не рекомендуют употреблять в пищу рыбу чаще, чем раз в месяц.

«По всему миру в водные экосистемы попадают десятки тысяч соединений ртути, образовывающих там высокотоксичные соединения, — заявил он. – И рыбы, креветки и крабы быстро аккумулируют эти вещества».

Кроме того, по мнению Веры Степаненко, хотя сегодня московская вода соответствует стандартам качества, но это устаревшие стандарты.

«За последние 20 лет изменилось состояние воздуха, появилось множество новых медицинских препаратов, — заявила она. – Есть мнение ученых о том, что лекарства, в частности гормоны, попадая в стоки, затем оказываются в водопроводной воде. И новые стандарты должны предусматривать контроль за такими добавками».

Помимо медикаментов нужно учитывать и 30 тыс. бытовых промышленных химических препаратов, которые современный человек использует в своей повседневной жизни, считает Валерий Петросян. «В Евросоюзе уже поставлен вопрос о принципиально новой оценке этих веществ и их влияния на качество питьевой воды, создана комиссия по выработке новых стандартов, новой системы оценки качества воды, — рассказал академик. – И мы в России должны сделать то же самое».

Серьезные исследования нужны и в области самой очистки воды, считает Валерий Петросян. Так, опасения ученого вызывает использование для этого наноматериалов (включающих частички размером 10 м в минус девятой степени).

«Благодаря своей высокой пористости и активности, наноматериалы могут использоваться для сорбции вредных частиц из воды, — объяснил ученый. – Но эти же наночастицы легко проникают в легкие человека. Значит, прежде всего надо быть уверенными в том, что они не оказывают вредного воздействия на здоровье человека, но пока таких научных данных нет».

Внедрению каждой новой технологии должны предшествовать тщательные исследования на возможное образование токсических веществ, считает Петросян. «Когда более 100 лет назад было предложено хлорировать воду, никто не предполагал, что уничтожение бактерий будет сопровождаться образованием токсичных хлорных соединений, — рассказал он. – То же самое сейчас происходит с ультрафиолетом: при фотохимическом уничтожении бактерий происходит их распад и образование других веществ, о токсичности которых мы ничего не знаем. И даже с озонированием этот вопрос до конца не закрыт».

Независимые экологи считают,что для начала в Москве надо поменять трубы и очистные сооружения.

По мнению сопредседателя экологической группы «Экозащита» Владимира Сливяка, качество московской воды оставляет желать лучшего. Впрочем, не во всех районах Москвы эта проблема имеет одни и те же масштабы. По мнению эксперта, в более дорогих районах вода лучше, чем в более дешевых, к примеру, очень плохая вода в восточных районах столицы. При этом вода из-под крана в столице лучше, чем в других городах, хотя и здесь теоретически возможны отравления. «Чтобы улучшить качество воды, нужно менять трубопроводы и модернизировать очистные станции», — заявил Сливяк «Газете.Ru».

Пока же альтернативы у горожан все равно нет. Как выяснилось на пресс-конференции, бутилированная вода вызывает у специалистов гораздо меньше доверия, чем вода из-под крана. «Покупая бутилированную воду, вы очень рискуете, — заявила Вера Степаненко. – Никто не может гарантировать того, что в бутылке находится именно то, что написано на этикетке. А в стране нет даже законодательной базы, позволяющей создавать системы контроля за этой продукцией».

Новости и материалы
Российский фигурист объяснил, зачем выступать в турнире шоу-программ
В Белгородской области седьмой раз за сутки ввели ракетную опасность
Германия предложила Канаде и Норвегии усилить свое военное присутствие в Арктике
В Петербурге начали проверку в компании, чей автобус упал в реку
На подлете к Белгороду сбили несколько воздушных целей
Армия России поразила комплекс Patriot в зоне СВО
Медведева отказались называть главным претендентом на золото Олимпиады
В Польше загорелась свалка химических отходов
«Мужской поступок»: 98-летний ветеран из Томска оценил извинения чиновников после инцидента на параде
Пентагон намерен вывести своих военных из Нигера в течение нескольких месяцев
Захарова прокомментировала установку мусорного бака для «советской ностальгии» в Вильнюсе
В Белгороде отменили сигнал ракетной опасности
В Грузии заявили, что закон об иноагентах поможет избежать госпереворота
Ученые предупредили о голоде в Атлантическом океане из-за ослабления Гольфстрима
США согласовали отправку нового многомиллионного пакета военной помощи Украине
Трусова объяснила, зачем поступила в МГУ
Бастрыкин поручил завести дело на кинувшего зигу в День Победы волгоградца
Воздушная тревога в Харьковской области побила рекорд
Все новости